Позавчера в Киевской городской галерее искусств «Лавра» открылась выставка «Голоса свободы» (Voces en libertad). Экспозиция является частью ХI Международной мексиканской биеннале плаката. В рамках этого влиятельного фестиваля плакатного искусства ведущим графическим дизайнерам из более 30 стран мира предложили проиллюстрировать значение слова «свобода». Сборная выставка, собственно, и получила название «Голоса свободы». Сейчас в «Лавре» экспонируются 110 работ художников из Мексики, Кубы, Бразилии, Чили, Канады, США, Испании, Франции, Боливии, Венгрии, России, Китая, Японии и др. Украина представлена работой молодой художницы из Харькова Ольги Селищевой.
Плакат балансирует на грани публицистики и визуального искусства как такового. Большинство участников сосредоточилось на стандартных и предсказуемых решениях в публицистическом духе: по-разному обыграли слово «свобода», нарисовали множество птиц и бабочек, вырывающихся на волю. Сильные, впечатляющие образы удалось создать именно тем художникам, которые сосредоточились прежде всего на художественной составляющей. Так, сразу запоминается «Инакомыслие — это право» зимбабвийца Чеза Мавьяне Девиса: на ручке топора сидит дятел, который упрямо крушит древесину перед собой, подтачивая, казалось бы, всесильную власть металлического лезвия. Так же жестко подошла к заданию Марина Кеннон (США): две руки давят сверху на крышку черного ящика, из которого пытается вырваться человек, а у него в руках лезвие, которым он отрезает всю эту властную силу над ним: четкое воплощение закона противодействия, о котором все время забывают тираны. Крик свободы — непереводимый испано-мексиканский возглас удивления chingao вылетает изо рта женщины вместе с мухой на плакате мексиканца Германа Монтальве — парадоксально, но, опять же, художественно ярко.
Точно воплощает реалии сегодняшнего Ирана работа швейцарского художника Пьера Ньюманна: на верхней части плаката черно-белое фото из тегеранского аэропорта — портреты двух аятол над рядом часов, внизу цветная фотография женского манекена, подвешенного в петле к витрине, и поверх всей композиции надпись Now! («Сейчас!»).
Одни из лучших — плакаты российской художницы Анастасии Фадиной. На черно-белом фото две руки, на каждой из которых светлые полоски, следы от снятых наручников — все понятно, ничего не нужно объяснять; на втором плакате Анастасии только надпись на английском черным по белому I am free («Я свободен»), причем вольнодумное free выбивается, лежит наискось на монолитных массивных I и AM.
Кажется, что художники из авторитарных государств или из стран, переживших диктатуру, тему экспозиции почувствовали особенно остро. Кубинец Антонио Перес нарисовал «Проблемы свободы» как красный воздушный шарик в окружении угрожающих булавок. Болгарин Божидар Икономов под надписью «Я свободен» повесил терновый венок на обычный гвоздь в стене. Люсия Питталуга (Уругвай) изобразила голоса свободы как строки с точками вместо слов, ограниченные кавычками, вопросительными и восклицательными знаками. Бразилец Фелипе Таборда перечеркнул беззаботную небесную голубизну пятью вертикальными черными линиями — намек на решетку одновременно читается и как общий иероглиф неволи. Наконец, близок к шедевру плакат боснийки Амры Зульфикарпасик: снизу вверх — расчерченная таблица с разноцветными насекомыми, с жучками, каждый из которых занимает свое место, подписанное латиницей, как в коллекции энтомолога, но чем выше, тем менее послушными становятся эти заключенные — наверху они постепенно расползаются кто куда, образуют пары и кружки на свой вкус и тому подобное. Если бы на «Голосах свободы» давали приз лучшей работе, автор этих строк проголосовал бы именно за боснийскую художницу.
Выставка будет работать до 8 февраля, а потом поедет дальше по тем странам, чьи художники принимают участие в проекте.