Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ветка калины для Аллы Горской

40 лет назад трагически погибла известная художница-шестидесятница
13 января, 2011 - 19:43
АЛЛА ГОРСКАЯ, БОРИС ПЛАКСИЙ, ВИКТОР ЗАРЕЦКИЙ «ЗЕМЛЯ» (1968). КОРА, СОЛОМА, ДЕРЕВО, КОСТЬ / АЛЛА ГОРСКАЯ, ОПАНАС ЗАЛЫВАХА, ЛЮДМИЛА СЕМЫКИНА, ГАЛИНА ЗУБЧЕНКО, ГАЛИНА СЕВРУК «ЭСКИЗ ВИТРАЖА К 150-ЛЕТИЮ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО» (1964). БУМАГА, КАРАНДАШ, ГУАШЬ КАРТИНА ВИКТОРА ЗАРЕЦКОГО «А МИ ТУЮ ЧЕРВОНУ КАЛИНУ ПІДІЙМЕМО...», КОТОРАЯ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПОРТРЕТОМ АЛЛЫ ГОРСКОЙ И ДАЛА НАЗВАНИЕ ВЫСТАВКЕ (1989, ПОЛОТНО, МАСЛО, ФОЛЬГА) ВИКТОР ЗАРЕЦКИЙ «ВАСИЛЬ СТУС» (1989—1990). ПОЛОТНО, ТЕМПЕРА

В Национальном музее украинской литературы проходит выставка «А ми тую червону калину підіймемо». В экспозиции представлена коллекция произведений и семейный архив Аллы Горской и ее мужа Виктора Зарецкого, подаренные музею сыном Алексеем Зарецким в 1996 году в честь 5-летия Независимости Украины. Эта выставка открывает новый проект «Творческие семьи в духовном пространстве Украины».

Художники Алла Горская (1929—1970 гг.) и Виктор Зарецкий (1923—1990 гг.) принадлежали к поколению «духовного Движения сопротивления подрежимной Украины» и сплотили вокруг себя молодых людей, способных творчески и независимо мыслить. Иван Свитлычный, Василий Симоненко, Василь Стус, Борис Антоненко-Давыдович, чьи портреты представлены на выставке, стали совестью и гордостью нации...

Выставка названа по одноименной картине Виктора Зарецкого, которая одновременно является портретом Аллы Горской. Эта работа наиболее привлекает внимание посетителей, ведь именно в ней автор воплотил идею возрождения Украины, за которую художница отдала свою жизнь. Картина поражает образностью, колоритом и глубокой символикой. Портрет Горской в яркой национальной одежде — это образ Берегини, которая предрекает Украине возрождение. В советское время такое творчество не приветствовалось, а потому следует отдать должное Алексею Зарецкому, который сумел сохранить для потомков картинное наследие. На вернисаже можно увидеть портреты Василя Стуса, образно и мастерски воплощенные автором. Интересна работа Бориса Плаксия — «Портрет Аллы Горской».

В целом в экспозиции представлен 31 оригинал работ Аллы Горской — портреты известных людей, исполнены философской глубины автопортреты, эскизы к театральным постановкам (по пьесе Николая Кулиша «Так погиб Гуска», роману Михаила Стельмаха «Правда и кривда»), колоритный цикл «Колядки и щедривки», иллюстрации к сборнику Лины Костенко «Звездный интеграл» и др. Все эти работы до 1996 г. никогда не выставлялись, так как творчество Аллы Горской, как и многих других шестидесятников, было «под запретом».

Чрезвычайно интересна монументальная работа «Земля», выполнена Аллой Горской вместе с Виктором Зарецким и Борисом Плаксием. Посетители могут также ознакомиться с оригиналом эскиза витража, созданного к 150-летию со дня рождения Т. Шевченко в соавторстве с Заливахой, Севрук, Семикиной, Зубченко, который был уничтожен по приказу тогдашней власти.

— Об Алле Горской как участнице движения шестидесятников, — рассказывает Наталья КУЧЕР, научный сотрудник Национального музея литературы Украины, — написано довольно много. Роман Корогодский в своей книге «Шестидесятники» назвал ее «душой украинского шестидесятничества», ведь она была не просто художницей, которая открыла для себя Украину, и, исследовав и постигнув ее художественное пространство, не только органично в него вошла, но и стала духовным поводырем творческой молодежи 1960-х, основала в искусстве те стили и направления, которые являются новаторскими и сегодня. Сквозной темой творчества Горской была Украина, ее историческое прошлое и современность, обычаи, традиции, образная символика, менталитет — все то, что является сущностью народа, основой его духовного развития. Художница понимала, что без этого не может быть настоящего искусства. Все ее работы философски осмыслены, а образная система раскрывает глубокое содержание.

Алла Горская была воспитана в русскоязычной среде, не только в совершенстве изучила украинский язык (ее учителем была Надежда Свитлычная), но и прониклась украинской идеей. Талант художницы открывал для нее чрезвычайно широкие перспективы. У Горской были все условия для творчества и богемной жизни. Алла происходила из обеспеченной семьи (отец — известный кинорежиссер), квартира в центре Киева, муж Виктор Зарецкий — известный в творческих кругах художник, лауреат Сталинской премии...

— Вместе с Лесем Танюком, — продолжает Наталья Кучер, — художница сплотила талантливых, проукраински настроенных людей в Клуб творческой молодежи «Сучасник», в котором единомышленники и побратимы пламенно воплощали в жизнь национальную идею. В бывшем СССР это было подвигом, и несгибаемы духом те, чьи имена стали легендой. Так возникла Украинская Хельсинская группа, которая пыталась донести во времена хрущевской «оттепели» до сознания людей проникновенное, откровенное слово: «Ти знаєш, що ти — людина. Ти знаєш про це чи ні?» (Василий Симоненко). Алла Горская была инициатором и активным деятелем этой группы. Как известно, после «оттепели» настало время политических репрессий. Она писала письма в защиту арестованных побратимов, принимала участие в судебных процессах, помогала семьям осужденных. Известно письмо-протест 137-ми, за которое Алла Горская была исключена из Союза художников Украины. В то время это означало, что карьера художника для нее потеряна навсегда...

Только в независимой Украине широкая общественность смогла ознакомиться с ее творчеством. Художница не покорилась судьбе. Она продавала свои картины и, устраивая аукционы, собирала средства для заключенных и их семей, отправляла посылки в тюрьмы и в ссылку, поддерживала морально, была образцом мужества и стойкости. Художник Опанас Залываха в своих письмах вспоминает: когда Алла Горская приехала к нему в мордовские лагеря (1969 г.), чтобы морально поддержать, то у нее был вид княгини, которая входит в свои владения, — столько в ней было достоинства, ступала горделиво и уверенно, поражала не только внешней, но и непостижимой внутренней красотой и силой. Такой она запомнилась всем, кто ее знал...

— Выставка интересна не только творческим наследием художницы и работами, посвященными ее светлому образу, — говорит Олеся Антонюк, дизайнер. — Очень важно, что в экспозиции представлен семейный архив — письма, воспоминания, фотографии. С витрины смотрят на нас глаза молодой интеллигентной женщины, изысканно одетой по моде 1960-х годов. Она — как отображение того времени и как письмо в будущее — нам, потомкам.

Наталья ШРАМЕНКО «День», фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ