Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«День» как энциклопедия жизни

13 января, 2011 - 19:43
ФОТО С АРХИВА ВИКТОРА ЗОЛОТОГО

Не собираясь участвовать в конкурсе «красоты» (с моими-то возможностями), объявленного к 15-летию газеты под рубрикой «Фотосессия читателей «Дня», все-таки не отреагировать на это событие не смог.

2011-й год юбилейный не только для газеты «День». В этом году исполняется двадцать лет независимости Украины. Чем связаны эти юбилеи между собой? Подробный и аргументированный анализ этого сделают специалисты. А это лишь взгляд дилетанта, хотя и далеко не равнодушного.

Прошу простить меня за мысли, которые в своих письмах в редакцию высказывал и раньше. Был бы рад не повторяться, но проблемы остаются те же самые.

Заканчивается второе десятилетие нашей независимости, а Европа, как была в 1991 году, так и сегодня остается для нас недосягаемой. Даже наоборот. Мы все больше отдаляемся от нее. Одним только договором с Россией о продлении пребывания базы их флота в Севастополе еще на 25 лет новая власть отрезала Украине путь в Европу как минимум до 2042 года. Кроме того, готовится сдача России газотранспортной системы, атомного производства, самолетостроения... Муссируется создание объединенного украинско-российского чемпионата по футболу. УПЦ (МП) провозглашена, по сути, единственной государственной в Украине...

Вообще эта власть так быстро сдает Украину по частям, что к 2042 году (а то и раньше) может так случиться, что будет некому присоединяться к Европейскому Союзу, так как на месте Украины к тому времени будет какой-нибудь «Юго-Западный Хохляндский Округ Российской Федерации». И здесь нечему удивляться. Вспомним декабрь 2004 года. Кто тогда в Северодонецке при поддержке и участии наших «доброжелателей» из Москвы провозглашал так называемую республику ПИСУАР? Чуть ли не нынешние руководители Украины?

А законопроект о языках, которые внесли в Верховную Раду регионалы с коммунистами и литвиновцами. Какова его цель? Ведь нет языка — нет народа — нет государства.

Все, что делается и не делается нынешней властью, направлено на уничтожение Украины.

Почему не диверсифицируются поставки газа? Почему не разрабатываются наши месторождения на Черноморском шельфе, в Луганской области? Почему, почему, почему...

Почему Президент не признает Голодомор 1932—1933 годов геноцидом? Когда вымирающее от голода население не выпускалось за границу. Когда забирали у крестьян (а в селе жили преимущественно украинцы) не только зерно, но и последнюю картофелину, горошину, фасолину — все, так это что — неурожай? Когда миллионы невинных жертв уничтожаются специально голодной смертью, а не гибнут от природного, стихийного бедствия. Когда вместо того, чтобы обратиться к другим странам за помощью, этот весь кошмар самым строгим образом замалчивался, чтобы мир не знал, что в этом аду творится. Разве это не геноцид?!!!

Когда теперь чужие государства признают, что Голодомор 1932—1933 гг. был геноцидом, а свой Президент не признает, то какой страны этот Президент?! И кто избирал его на этот пост?! Разве не мы сами?! Так кто же тогда мы?! Не тот ли «гомо советикус», которого пытался создать и, как видим, таки создал тоталитарный режим?!!

А разве не свежей иллюстрацией и подтверждением этого является то, что против Налогового кодекса вышли протестующие (хотя это нужно было делать), а против Харьковских соглашений и в защиту украинского языка — нет? Тогда как последние имеют стратегическое значение для Украины и угрожают (в случае принятия Ззкона о языках) ей потерей государственности. Мы не задумываемся, что при потере Украиной суверенитета и отсутствии демократии невозможно будет выйти с протестами на улицы не только против несправедливого Налогового кодекса, но и вообще против любого произвола.

Возникает вопрос. Когда мы, украинцы, прозреем, освободимся от многовекового, а особенно последних десятилетий перед обретением независимости, умопомрачения и трезвым, просветленным умом постигнем, что с нами делается теперь, кто мы сегодня, где мы находимся в своем развитии? А для этого надо знать свою историю. Ведь кто не помнит своего прошлого, у того нет своего настоящего и не будет будущего. Только осознание нами всего этого может быть отправной точкой нашего движения к настоящей свободе и демократии, где человек, его права — главный императив.

Конечно, радикально изменить жизнь общества невозможно, особенно если это общество постгеноцидное. (Наш украинский пример по этому поводу особенно характерен.) Общество должно созреть до этого. Только постепенные, нелегкие, настойчивые усилия в этом направлении могут дать в будущем желаемый результат. Для этого нужно, чтобы на всех ступенях государственной конструкции были патриоты — умные, просвещенные, активные.

Сегодняшняя же наша власть полностью свернула процессы исследования и изучения правдивой истории Украины. Украинский институт национальной памяти отдала коммунистам, как раз тем, кто наиболее заинтересован в том, чтобы никакой памяти от их бурной деятельности в прошлом не осталось. А в последнее время стало известно, что этот институт вообще закрывают.

Министр образования Табачник согласовывает с российскими коллегами (бывшей метрополией) учебник истории для украинских учителей, чтобы не было разного трактования богатого для нас, украинцев, трагическими событиями колониального прошлого.

Находясь под мощным внешним давлением и понимая, что образованных людей невозможно загнать в «стойло», имея в арьергарде многочисленную агрессивную «пятую колонну», а также большое количество тех, кто еще и до сих пор не излечился от тоталитарного синдрома, внутри страны, наша оккупационная власть делает все для того, чтобы Украина как можно дольше, а то и навсегда, оставалась резервацией бесправных, недоученных невольников, которые не то что неспособны на сопротивление, но даже (как свидетельствуют опросы) отдают предпочтение материальному перед демократией и верховенством права. Не понимая, что в недемократической стране, а тем более — в колонии надеяться на достойную жизнь невозможно.

Итак, поле для просветительской работы у нас необъятное. Островками света в Украине (особенно в отношении гуманитарного аспекта проблемы) являются полтора десятка высших учебных заведений, но этого мало. Наверное, основную работу по воспитанию патриотов своего государства должна выполнять школа. Ведь через нее проходят все наши дети. А выполняет ли она эту задачу?

Семья. Вот где формируется мировоззрение ребенка. Но ведь какие семьи, такое и общество. Родители продуцируют и будут продолжать продуцировать из своих детей будущих взрослых членов общества, подобных себе.

Как выйти из этого замкнутого круга?

В этом сложном положении неопределенности обществом своего пути, когда новая власть взяла курс в направлении от Европы (а другого от нее не стоило и ждать), та просветительская работа, которую проводит вот уже пятнадцатый год газета «День», является таким необходимым и очень нелегким делом. Это единственная всеукраинская газета, которая взяла на себя это бремя. В ней печатаются лучшие умы Украины, и ее интеллектуальный уровень очень высок. Тематика самая разнообразная. Это как энциклопедия жизни. Среди этого разнообразия тем, которые поднимает газета, гуманитарные занимают значительное место. История, язык, духовность. Прошлое и настоящее. Газета старается убедить читателя, «достучаться» до него, но делает это деликатно, тактично.

Вообще невозможно переоценить роль газеты «День» в пробуждении людей от равнодушия, уныния. Она учит, что если верить и действовать, тогда то, что кажется невозможным сегодня, обязательно придет в будущем. И это будущее наступит тем скорее, чем скорее мы, украинское общество, проснемся от летаргического сна.

«День» уделяет много внимания культуре. В постоянной борьбе «за кусок хлеба» нам было некогда думать о высоком. Так было в прошлом, так остается и сейчас для многих наших людей. Для других эта «борьба за кусок хлеба» сегодня превратилась в постоянную борьбу за наживу. А все мы, наверное, приходим в этот мир, чтобы жить полноценной жизнью. Эти потребности где-то глубоко спят в каждом человеке. Газета помогает понять, что мы — высшее создание на Земле и что удовлетворение биологических потребностей для нас, людей, не является самоцелью.

В этой ежедневной суете нам некогда посмотреть вокруг и оценить то, что нас окружает; то, что мы еще не совсем разрушили (не успели). Оценить природу. Какая красота, какая гармония! Отсюда гении черпали вдохновение. Благодаря своему дару видеть, ощущать окружающую красоту они создавали шедевры искусства.

А сколько нас приходило в этот мир и уходило в иной, так и не познав, не ощутив, не пережив восхищения, наслаждения от прикосновения к прекрасному? «День» и в этой области много делает для того, чтобы пробудить у читателя тягу к прекрасному.

А природа — высшее произведение Всевышнего, и газета уделяет много внимания воспитанию у людей бережливого отношения к ней. Ведь наши дела и здесь, мягко говоря, неутешительны. Такие, как и вся наша жизнь.

В тех странах, где высокий уровень образования, культуры, там и жизнь на таком же уровне, и отношение к природе соответствующее.

Здесь вынужден от обобщений на экологические темы перейти к конкретному примеру нашего отношения к природе.

В «Дне» № 234 от 21 декабря 2010 года на второй странице Вадим Рыжков сообщает о распоряжении Кабмина от 3 ноября 2010 г. №2047-р «О сбрасывании излишков обратных вод в реку Ингулец», которое разрешает выброс из отстойника высокоминерализованных шахтных вод и стоков. Поскольку мой дом находится в ста метрах от реки Ингулец, я и заостряю на этом внимание.

Следует отметить, что реку Ингулец сделали мертвой еще в 60-х годах прошлого века. Не стало рыбы, исчезли лягушки, перестали расти водоросли, камыш, рогоза. А до этого вода в речке была такая чистая, что люди ее пили, использовали для приготовления пищи... Река была полноводной. По ней ходили баржи с зерном и овощами. Этому всему я сам свидетель. Это не из чьих-то рассказов мне известно. А погубили речку эти же выбросы загрязненной воды из Кривого Рога, а также минеральные удобрения и ядохимикаты, которые применялись в сельском хозяйстве. Все это стекало в реку. По законам здравого смысла склоны больше 15? не должны пахаться. В советское время этого не соблюдали, и плодородный слой почвы с содержимым химикатов с таких полей смывался в низины, оставляя на этих склонах глину и заиливая реки.

В годы (это уже в независимом государстве), когда предприятия Кривого Рога простаивали или работали не на полную мощность, Ингулец мало-помалу начал возрождаться. Появился по берегам камыш. Даже стала заплывать из Днепра рыба. Но браконьеры уничтожали ее, и теперь вылавливают до икринки. Но это уже другой вопрос той же экологической, а в целом, образовательной проблемы, проблемы культуры, ментальности.

Это решение Кабмина (о котором рассказывается в газете) только легализирует выбросы. Не было бы этого распоряжения, эти предприятия все равно и дальше бы отравляли воды Ингульца. А легально или нет (это уже такая действительность) — природе от этого не легче.

О себе я уже писал коротко («День» № 33 и № 225 за 2009 год). А сейчас по требованию конкурса — о своем детстве.

Родился я несчастливого, как считается, 13 числа марта 1940 года в селе Васильевке, где и сейчас проживаю. Хотя в войну был еще очень маленьким, все же кое-что осталось в моей памяти. Но писать об этом не буду. И так отнял у вас много времени. А то, что было после войны, помню лучше.

Все время голодали. 1947 год особенно был тяжелым в этом отношении. Хотя и предыдущий, 1946, и следующий, 1948, мало чем отличались в моем детском восприятии. Помню, как взрослые жители двух соседних сел, нашего и Евгеньевки, очень конфликтовали (дрались) за возможность копать корни рогозы, которая росла по берегам Ингульца. Эти корешки высушивали, потом вытрясали из них что-то похожее на манную крупу и пекли коржики. Мы их называли «маторженики». Они были очень твердые и никакие на вкус. Но главное, что их было мало. Люди ловили сусликов, запекали их и ели. Наша семья сусликов не ела, так как у нас было некому их ловить. Я и моя старшая на четыре года сестра ходили собирать колоски. Взрослые этого не делали, боялись. Нас, детей, также гоняли с полей, но голод был страшнее тех всадников, которые не разрешали нам этого делать. В то время меня мучила малярия не меньше, чем голод.

Отец еще до войны потерял правый глаз на сталелитейном заводе в Мариуполе, продолжал болеть глаукомой второго глаза и работал сторожем в колхозе им. Молотова. Мама тоже работала в колхозе в огородной бригаде. Ничего им на трудодни не давали. На работе им один раз в день варили «затирку». Мама в кувшине приносила эту затирку домой, и благодаря этому мы выживали.

Из одежды были какие-то лохмотья. А обуви не было. Летом ходили босые. Я все время сбивал себе пальцы на ногах до крови, на некоторых до сих пор ногти не растут. Были у меня постолики (не буду описывать, что это за обувь, потому что отнимет много времени) на холодное время года. Но они намокали на снегу, поэтому приходилось сидеть дома. Но я хоть мальчик. А у моей сестры Зины тоже были лапти. Вот если бы было хоть одно фото тех времен — это был бы уникум для «Дня» и реликвия для нас. Да где там фотоаппарат, спичек не было. Огонь добывали «огнивом». Для этого в одну руку брали кусок гранита, в другую — кусок металла, желательно из терпуга, и ударяли металлом по граниту. Ударять надо «не в лоб», а по касательной. Так получали искру. Под полет этих искр клали кусочек ваты. Когда вата начинала тлеть, из нее раздували огонь. На это тратилось много времени. Поэтому огонь старались сохранять в плите или в печи. Часто соседи бегали друг к другу с ведрами за жаром. Отапливали «кураем». Это такой сорняк колючий (перекати-поле). Света не было. В темное время суток светили ночниками. Чаще сидели в темноте, поскольку заправлять ночники было нечем. Электрический свет появился в 1956 году, после того как было завершено строительство Каховской ГЭС.

Это кое-что о детстве. О дальнейшей своей биографии писать не буду. Думаю, что и так заморил вас. А пишу об этом, выполняя пожелание редакции больше знать о корреспондентах, участниках конкурса.

Об истории своего знакомства с газетой я также писал раньше («День» № 33 за 2009 год). Но охотно делаю это и в этот раз.

Как-то осенью 2007 года увидел по телевизору очень красивую женщину, которая сидела в студии какого-то канала и говорила. Что конкретно она говорила, я не помню. Но это были слова, которые бальзамом легли в мою душу, поскольку полностью совпадали с моими чувствами, убеждениями. На фоне моего глубокого разочарования, депрессии от того, что произошло после оранжевой революции, когда дух Майдана был сведен на нет, то, что говорила с экрана эта умная женщина, было для меня эликсиром, стимулятором. Я ощутил такой прилив сил духовных, физических, будто мне было не 67, а 27 лет. Ее очарование очень мощно усиливалось тем, что она говорила. Мне очень хотелось узнать, кто же это такая. Передача закончилась, и я узнал, что в студии была главный редактор газеты «День» Лариса Ившина. Я сразу пошел на почту и подписал газету «День» на 2008 год, так как был уверен: какой главный редактор — такая и газета.

Такой счастливый случай помог мне открыть лучшую всеукраинскую газету. В этом я убедился за те три года, которые читаю ее. Жалею только, что не мог читать ее целых одиннадцать лет до этого. Хотя «Екстракт 150», который Вы, уважаемая Лариса Алексеевна, мне подарили, будто компенсировал утраченное мной и вернул мне возможность приобщиться к лучшим материалам, которые публиковались в «Дне» до 2008 года.

Прошу простить меня за такое пространное письмо.

Искренне желаю здоровья, счастья, успехов во всем лично Вам, уважаемая Лариса Алексеевна, и редакции в целом.

С Новым годом и Рождеством Христовым!


Виктор ЗОЛОТОЙ, c. Васильевка, Снигуровский р-н, Николаевская область

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ