Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Подарок Ивана Мазепы украинскому народу

В предрождественском городе открылся Третий большой антикварный Салон
16 декабря, 2010 - 18:40
ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ РАБОТЫ ЮРИЯ ХИМИЧА «ДАВНІЙ КИЇВ», 1958 г. / СИЛА НАСТОЯЩЕГО ИСКУССТВА И ИСКРЕННЕГО ЗАМЫСЛА ВПЕЧАТЛЯЕТ И ЧЕРЕЗ ТРИСТА ЛЕТ (НА ФОТО ФРАГМЕНТ ОКЛАДА КИОТА ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ ЧЕРНИГОВСКОЙ ТРОИЦКО-ИЛЬИНСКОЙ БОГОМАТЕРИ. КОМПОЗИЦИЯ С ГЕРБОМ ИВАНА МАЗЕПЫ.) ЛЬВОВСКИЙ СКУЛЬПТОР. РАСПЯТЫЙ. ХVІІІ в. ДЕРЕВО, ПОЛИХРОМНАЯ РОСПИСЬ. ЛЬВОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ

На этот раз Салон впервые проходит в «Мистецькому арсеналі», расположенном напротив Лавры и на улице, часть которой носит имя Ивана Мазепы. И этот факт, по-прежнему, приводит в ярость как самопровозглашенных «истинно верующих», так и приверженцев коммунистических мифов. Так свежа их ненависть к гетману, патриоту и великому меценату. Память об Иване Мазепе, в том числе и память материальная, буквально с кровью вытравливалась на протяжении веков. И тем ценнее подарок, который преподнесли киевские организаторы Третьего салона.

Смысловой, эмоциональный и художественный центр экспозиции — серебряное убранство киота Чудотворной Ильинской иконы Богоматери, что был изготовлен на средства гетмана Ивана Мазепы и украшен его гербом в Троицком соборе Чернигова.

По сути, Салон объединяет декоративное и, собственно, изобразительное искусство. В этом году оба направления музейно-коллекционерского дела представлены впечатляющими образцами мирового уровня. Больше всего внимания на Салоне привлекает серебряный оклад киота Чудотворной иконы Ильинской Богоматери, изготовленный за средства гетмана Ивана Мазепы (и украшенный его гербом) в Троицком соборе Чернигова. За 300 лет своего существования памятник был несколько поврежден. В этом году оклад получил вторую жизнь. Посмотреть на него уже имели возможность посетители Украинского музея в Нью-Йорке. Кстати, само здание «Арсенала» было возведено на месте Вознесенского девичьего монастыря, игуменьей которого была Мария Магдалина Мазепина.

Оклад — это, проще говоря, рама для иконы; но здесь как раз тот случай, когда обрамление стало самодостаточным произведением искусства. Величиной с человеческий рост, украшенный массой декоративных деталей этот шедевр прикладного искусства является в некотором смысле эталонным для понимания того, что представляло собой украинское барокко.

Своеобразным ответом на этот вызов старых времен стала подборка картин одного из наиболее значимых отечественных живописцев послевоенной эпохи — Юрия Химича. Этот художник, чей наиболее плодотворный период пришелся на 1970-е годы, не подчинялся навязываемым сверху канонам соцреализма. Он рисовал исторические кварталы, пейзажи, сохранившиеся с давних времен, — Лавру и Софию, днепровские склоны, Владимирскую горку и Андреевский спуск. Его утонченный акварельно-постимпрессионистический стиль очаровывает сегодня еще больше, чем десятилетие назад. Можно сказать, что Юрию Ивановичу удалось нарисовать своеобразную киевскую летопись, дать живописное свидетельство, достойное истории тысячелетнего города.

В этом году Салон в рамках специальной программы «Музей-гость» презентовал два примечательных выставочных проекта: «Шедевры сакрального искусства Украины» и «Киевская школа живописи» из собраний музеев Чернигова, Львова и Музея истории Киева.

Сборник живописных произведений из коллекции Музея истории города Киева — это полотна известных украинских художников С. Ф. Шишко и А. В. Хвостенко-Хвостова, интересные в первую очередь тем, что на них изображен Киев 1940 — 1960-х годов — город, которого, по сути, уже не существует.

Подборка сакрального искусства Украины ХVI—ХVIII столетий — это редкая возможность увидеть в столице уникальные экспонаты, до сих пор находившиеся в музейных хранилищах Черниговского областного исторического музея им. В. В. Тарновского, Национальной галереи искусств во Львове, Львовского музея истории религии, Национального заповедника «София Киевская», Музея книги и книгопечатания Украины, Никопольского краеведческого музея и Музея «Духовные сокровища Украины». Деревянные барочные распятия, икона-ставротека Войска Запорожского Низового, Патерик Печерский из типографии Киево-Печерской лавры (1661 г.), волынская икона «Святой Иосафат (Кунцевич)» (ХVІІІ ст.) — настоящие шедевры той настолько же яркой, насколько и трагической эпохи.

Также традиционно в Большом антикварном салоне принимают участие около 25 украинских галерей с преимущественно коммерческим искусством.

СПРАВКА «Дня»

Антикварный Салон — традиционная ежегодная большая экспозиция, которую составляют частные и галерейные собрания. Проект был основан в 2008 году и впервые показан в Украинском доме.

В 2008 году Салон представил живопись и скульптуру Парижской школы: произведения Амадео Модильяни, Пабло Пикассо, Константина Бракузи, Жака Липшица, Марка Шагала, Альберто Джакометти, Манэ-Каца, а также творчество выдающихся украинских мастеров Александра Архипенко, Ханны Орловой, Александры Экстер, Николая Глущенко.

В 2009 году Салон презентовал произведения Сальвадора Дали, Огюста Родена, Франсуа Помпона, Пьера Огюста Ренуара из коллекции французско-швейцарской литейной мастерской «Вальзуани». Третий Салон впервые проходит в центре «Мистецький арсенал».

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День». Фото из каталога «ВЕЛИКИЙ АНТИКВАРНИЙ САЛОН 2010», К., 2010
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ