10 декабря художественный руководитель коллектива Михаил Резникович пригласит на премьеру. Кстати, спектакль «Сто пятая страница про любовь...» будут транслировать по ТВ (эфир на Первом Национальном состоится 15 декабря) — случай беспрецедентный, т.к. никогда раньше и ни один коллектив не открывал все свои «карты» телевизионщикам, разрешив снять премьеру, а не давно откатанную и прописанную в афише постановку. В пятницу состоится и еще одно событие — презентация альбома эскизов Давида Боровского. Это станет продолжением постоянно действующей в Театре русской драмы экспозиции, посвященной знаменитому сценографу. На презентацию приедет сын Давида Львовича — Александр.
— «Сто пятая страница про любовь...» — спектакль-композиция. Он поставлен по мотивам произведений поэтов и писателей разных веков, начиная знаменитой «Мадам Леско» и заканчивая героями Второй мировой войной, — рассказал «Дню» М. РЕЗНИКОВИЧ. — В инсценизации использованы произведения Виктора Астафьева, Веры Пановой, Бориса Слуцого, Антуана Франсуа Прево, Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Наума Коржавина, Павла Антоколького... В основе спектакля лежит повесть искусствоведа Всеволода Петрова, написанная им в 1946 году, а опубликована она только три года тому назад. В ней поднимается вопрос: что такое любовь на войне? Для женщины и для мужчины. Это рассказ о взаимоотношениях молодых и власти. Понятно, что в советское время, по цензурным соображением, произведение на такую тему не могло выйти... Но Чехов говорил: «Прав тот, кто искренен». Из разного материала — классики и сочинений современных авторов — мы попытались сделать этот спектакль. Сценографию и костюмы создала Мария Левитская, музыку написал Юрий Шевченко, балетмейстер — Алла Рубина. Композицию я делал два года. В постановке занято много молодых актеров. Главные роли исполнят: Дмитрий Савченко (Он), Олег Треповский (Он сегодня), Александр Хорошко (Левит) и др. А ведущую женскую роль Веры сыграет актриса, которая в этом году окончила Национальный университет тетра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого — Анна Артёменко. В постановке много действующих лиц. Очень серьезная роль у Ольги Кульчицкой (Бабушка)...
Само название спектакля «Сто пятая страница про любовь...» — в определенном смысле культовое. Я в 1964 году ставил пьесу «Сто четыре страницы про любовь» своего товарища, в ту пору молодого драматурга Эдуарда Радзинского, и вот через десятилетия появилась 105-я, еще одна страница про любовь... Можно вспомнить и известную драматическую поэму Константина Симонова «Пять страниц», повествующую о встречах и расставаниях молодых влюбленных. Сегодня мы решили еще раз поднять вечную тему любви в экстремальных обстоятельствах — военных временах. Надеюсь, что наш спектакль заинтересует, прежде всего, молодых зрителей.
— Вы решили сделать ставку на молодежь на сцене и в зале?
— Да. Я считаю, что нужно давать молодым актерам шанс. Другой вопрос — насколько они готовы, но если готовы, то нужно помочь им раскрыть свой творческий потенциал. Главная героиня спектакля — Вера, которую можно назвать Манон Леско ХХ века. Она, с одной стороны, по-девичьи наивна, а с другой — на ее долю выпали испытания. Война — фон, на котором разворачивается сюжет, а любовь часто приходит не благодаря, а вопреки обстоятельствам... Наш спектакль, в хорошем смысле, интимный, и как только артисты начинают форсировать голос, то пропадает манера тайной внутренней жизни, без которой невозможно проявить характер человека во всем объеме. Поэтому мы решили, что играть актеры будут на большой сцене, а число зрителей ограничим партером. Важно, чтобы каждое слово услышали зрители. Мы также пошли на эксперимент — и премьеру запишет телевидение. Я хочу, чтобы эту постановку увидели не только киевляне, а зрители всех регионов Украины.
— Перед премьерой в театре будет представлен альбом эскизов Давида Боровского, с которым вас связывала не только работа, но и многолетняя дружба...
— С 1963 года мы активно работали вместе и за 43 года поставили 17 спектаклей в театрах Киева, Москвы и Санкт-Петербурга. Кстати, свой первый спектакль как художник Давид Львович поставил в Киеве — в Русской драме им. Леси Украинки («Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо), и постановку своего последнего спектакля — «Дон Кихот. 1938 год» по пьесе М.Булгакова — он осуществил тоже в нашем театре... Его смерть — огромная утрата! Боровский никогда не позволял себе высокомерного пренебрежения, звездной капризности. У него был абсолютный иммунитет на пошлость — и в жизни, и в искусстве. Он всегда был открыт для диалога. С ним можно было говорить о самых сложных и опасных вещах, не боясь, что он впадет в дурное морализаторство. Давид Львович вообще знал и понимал современное искусство куда лучше большинства своих сверстников и был в своих работах куда современнее большинства своих молодых коллег. Именно он после угара сталинского театрального официоза вновь превратил сценографию из прикладного искусства в искусство как таковое. У Боровского условность и правда всегда были соединены в одно целое.
Как правило, он сочиняет спектакль из очень немногих и очень простых элементов. Любит вводить реальные бытовые вещи из реальной жизни, знакомые каждому зрителю и вызывающие глубоко личные воспоминания.
Он был сценографом с режиссерским мышлением. Боровский мыслил категориями динамики и пространства. Он создавал трехмерный театральный мир, полный движения и динамики... Чтобы лучше понять Давида, я процитирую несколько его мыслей.
«У меня никогда не было соблазна поменять театр на что-то другое, — признавался в одном из интервью Д.Боровский. — Театр — это такая зараза, от которой трудно освободиться. Мне повезло с самого начала, потому что в Русской драме к концу сороковых годов, когда я начал работать, была блистательная труппа. Это был оазис талантов. Так что меня, помимо декораций, которыми я занимался, привлекли великие личности, влияние которых я ощущал на себе каждый день...
В театре служат много разных людей. «Мы», из которого он складывается, состоит из различных «я». И качество этого «мы» зависит от того, какие «я» соберутся под крышей театра. Поскольку между разными «я» бывают непростые отношения, и одни «я» считают себя более значимыми, возникают проблемы. В умении сбалансировать эти многие «я» и заключается искусство тех людей, которые руководят непростой театральной жизнью...
Театр и успех — это синонимы. Если нет успеха, нужно расходиться, в таком театре работать неуютно. Но каким образом этот успех возникает и как он влияет на творимое — это загадка. Рецепт успеха нигде не написан. Как его достичь? Делать только то, что хочет публика? Режиссер должен подкладываться под вкус публики? А кто знает, что она хочет? Публика разная бывает, ее вкусы неоднородны. Зрителя можно сбить с толку, навязать ему низкие вкусы при помощи телевидения, эстрады, и он может потерять ориентацию в том, что такое хорошо, что такое плохо. Поправить ситуацию может только сам театр, отстаивая свои ценности, показав, что он — не «попса». И такой театр своего зрителя всегда найдет. Театр не может соперничать с телевидением, с кино, у него есть другое, чем он может завоевать зрителя»!
Альбом эскизов Боровского — уникальное издание, в которое вошли его работы разных лет, в основном московского периода, когда Давид Львович являлся главным художником-сценографом Тетра на Таганке.