Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

День скорби и надежды

Власть меняется — народ помнит
29 ноября, 2010 - 19:32
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

К президенту Виктору Ющенко может быть много претензий: он не использовал шансы, не запустил реформы. Но есть одно дело, которое он таки довел до конца — это Мемориал памяти жертв голодоморов. И за это ему можно многое простить. После ухода Ющенко традиция чтить память погибших и зажигать свечу не просто осталась, а получила свое развитие. Молебны, траурные шествия, фотовыставки, символические зажигания свечей прошли по всей Украине. И не только по Украине — в 11 странах мира! Даже в далекой Австралии.

Чего только стоит черная ленточка на полузащитнике мюнхенской «Баварии» Анатолие Тимощуке! Отметим, что хавбек национальной сборной Украины провел один из лучших матчей в своей «немецкой» карьере. В игре против «Айнтрахта» из Франкфурта (4:2) он забил два мяча. И как тут не поверишь в божий промысел!

Накануне Дня памяти жертв голодоморов общественности не представили никакой программы мероприятий, Президент не призывал «прийти и зажечь Свечу памяти». Но люди без всяких призывов, не по команде сверху, а по велению сердца шли и шли к мемориалу, чтобы зажечь свечу, чтобы в книгах памяти найти своих родственников, чтобы, наконец, ударить в колокол и еще раз ужаснуться этой страшной трагедии.

Виктор Ющенко обратил внимание на то, что к Национальному мемориалу пришло намного меньше людей, чем в предыдущие годы. «Но и это пройдет, потому что я знаю, что моя нация мудра, она все поймет, все изучит и, возможно, не сорок лет нам нужно ходить по пустыне, чтобы научиться произносить одно слово. У каждого из нас биография является очень простой: я — украинец».

На событии присутствовала глава партии «Батьківщина» Юлия Тимошенко, которой в этот день исполнилось 50 лет. Ей слова почему-то не предоставили.

Президент Виктор Янукович и премьер-министр Николай Азаров пришли утром. Они поставили лампадки со свечами к одному из монументов и приняли участие в поминальной молитве. Трудно сказать, насколько ментально близка для них эта трагическая дата, но сила общественного мнения и, надеемся, осознание своей ответственности как первых лиц государства сделало их неприход невозможным.

А вот некоторые местные начальники эту дату проигнорировали. Это, в частности, мэр Одессы Костусев и мэр Днепропетровска Куличенко. Впрочем, в этих городах люди сами пришли к памятникам. Без начальства, которое нарушило не только законодательство страны, но и общечеловеческие нормы морали. Вот бы Президенту и сделать выводы о «слабых звеньях» в столь тщательно выстраиваемой «вертикали власти».

Отдельная тема — это телеэфиры. Пожалуй, наиболее адекватным был «5 канал», который показал фильм о Джеймсе Мейсе, провел тематические программы. Телеканалы Интер, ICTV, СТБ, вопреки запрету, установленному правилами проведения эфира в дни скорби, транслировали музыкально-развлекательные программы. И даже на Первом Национальном в 12.10 вышла в эфир «Наша песня». Хотя, справедливости ради, надо сказать, что на Первом показали фильм «Холодное лето 53-го». А на «X-факторе» (СТБ) все-таки объявили минуту молчания.

В ночь с пятницы на субботу Евгений Киселев в программе «Большая политика» опять устроил запоздало-аморальное разбирательство: а был ли Голодомор геноцидом? Пригласил известного украинофоба Вадима Колисниченко и странного Василия Киселева, спасибо, что хоть обошлось без регионала Юрия Болдырева. Хотя разбираться и доказывать тут нечего. 28 ноября 2006 года Верховная Рада определила, что Голодомор 1932 — 1933 годов в Украине является геноцидом украинского народа. И на этом все — точка. Конечно, для адекватных людей.

Жаль, что на этот эфир не пригласили академических историков, например, профессора Станислава Кульчицкого, через руки которого прошли тысячи документов. Жаль, что не пригласили первого президента Леонида Кравчука, который в субботу блестяще выступил возле Национального мемориала памяти жертв голодоморов: «Украине хватило мудрости, силы и ума, чтобы сказать миру, открыть миру и себе, в первую очередь, что этот Голодомор был геноцидом украинского народа. Это нам далось непросто, потому что попранная память людей не может подняться к глубокому и всеохватывающему пониманию трагедии ХХ века. Но мы преодолели этот пробел в истории Украины, и теперь на государственном уровне, на уровне закона, суда человеческого и Божьего мы говорим и знаем правду, мы знаем, что это был геноцид».

Люди еще долго не расходились. Пели песни, зажигали свечи. Возле одного дедушки собралась целая толпа. Он рассказывал, как варили и ели сырыми цветы акации. В качестве заменителей еды использовались: каштаны, почки, корень камыша. Боярышник и шиповник были самыми вкусными. Собирали разные ягоды, даже ядовитые.

А с наступлением весны 1933 г. у людей распухли лица, ноги и животы. В еду пошли мыши, крысы, лягушки, ежи, ужи, жуки, муравьи, черви... И даже аисты, что в украинском селе приравнивалось к людоедству.

Невозможно было сдержать слезы. Но это были хорошие слезы — слезы очищения.

 

Продолжение на ТЕМЕ «Дня»
Алена ЯХНО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ