Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вся несправедливость мира

В Киеве в 40-й раз прошел Международный кинофестиваль «Молодость» — зрелый, европейского класса
4 ноября, 2010 - 20:58
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ЗВУКИ ШУМА»
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ПОТЕРЯННОЕ ВРЕМЯ»

Относительно презентативной части фестиваля написано уже немало. Впрочем, важнейшая часть любого кинофорума — это полнометражная конкурсная программа, и здесь есть о чем поговорить. Всего за «Скифского оленя» соревновалось 13 картин, по жанру преимущественно драмы, была также музыкальная комедия («Звуки шума») и даже экранизация оперы («Хуан», по мотивам «Дон Жуана, или Наказанного распутника» Моцарта). В отличие от предыдущих конкурсов «Молодости», у нынешнего соревнования было новое качество: продуманное организаторами внутреннее единство.

Во-первых, преобладали фильмы, так или иначе построенные на социальном материале. «Другое небо» (режиссер Дмитрий Мамуля, Россия) — о злоключениях узбекского пастуха, приехавшего в Москву искать исчезнувшую жену. Главный герой «Утраченного времени» (Арон Матьяши, Венгрия) вынужден подрабатывать контрабандой, чтобы содержать аутичную сестру. В «Пикко» (Филипп Кох, Германия) идет речь о тюрьме. Герои «Манду» (Эбрагим Саид, Ирак) отправляются в смертельно опасную дорогу, чтобы похоронить главу рода на исторической родине, в иранском Курдистане. Сюжетом «Чужестранки» (Фео Аладаг, Германия) движет конфликт между патриархальными традициями и женским стремлением к независимости. В «Тегеране» (Надир Т. Хомаюн, Иран — Франция) изображена жизнь нищего. Режиссер грузинских «Прогульщиков» Леван Когуашвили снял ленту о наркоманах. «Линч» (Кшиштоф Лукашевич, Польша) — о бедах, обрушившихся на небогатое село из-за появления в нем опасного рецидивиста.

Более того, сквозной темой конкурса был самосуд. Герои фильма-победителя «Счастье мое» (Сергея Лозница, Украина — Нидерланды — Германия) без колебаний берутся за оружие, чтобы установить справедливость на свое усмотрение. Название «Линча» говорит само за себя: чтобы оградить свои семьи, крестьяне просто забивают бандита до смерти. Герой «Утраченного времени» расправляется с насильниками сестры. В «Чужестранке» брат тоже пытается осуществить «убийство чести» — но уже избавиться от сестры, которая, по его мнению, опозорила семью. В «Пикко» беспробудно жестокие подростки подталкивают сокамерника к самоубийству, а когда это не удается, просто казнят его.

Конечно, кинематографическое качество этих работ совершенно разное. «Чужестранка» получила от экуменического жюри поощрительный диплом за злободневную тему, но вопиющая история рассказана средствами мелодрамы, не слишком убедительно, с игрой актеров, которая больше подходит для телесериала. Со своей стороны, «Утраченное время», «Линч», «Пикко» — крепко сделанные фильмы с острыми сюжетами. В каждом сопереживаешь героям; в каждом выразительно артикулированное этическое послание уравновешивает общую безнадежность сюжета, разве что только в «Пикко» авторы уж слишком пережимают с насилием, превращая персонажей в кровожадных марионеток. «Другое небо» Дмитрия Мамули — снято точно и скупо, с хорошими актерами, однако общее впечатление слегка нивелирует избыточная стилизация под документалистику и стремление режиссера избегать сильных эмоций в кадре.

«Хуан» на фоне профессиональных и остро актуальных лент выглядел несколько странно: режиссер решил осовременить знаменитую оперу, переписав тексты в значительном количестве партий и превратив Дон Жуана в современного плейбоя, а его слугу Лепорелло — на проходимца из Восточной Европы. В итоге вышла необязательная забава, космически далекая от уровня первоисточника.

Немного в стороне стоит мексиканский «Високосный год» (Майкл Роу), ранее отмеченный «Золотой камерой» за лучший дебют в Каннах; в Киеве же исполнительница главной роли Моника дель Кармен получила приз имени Ива Монтана. Моника играет молодую девушку, журналистку-неудачницу с наклонностями к мазохистским играм и самоубийству. «Високосный год» — психологическая драма с некоторым оттенком декадентства: болезненная страсть героини действительно едва не доводит ее до гибели. Интересно снятый, с талантливой дель Кармен, которая использует богатейшую палитру эмоциональных оттенков, этот фильм, тем не менее, кажется искусственным в своей драматургической основе — сценарию, время от времени, не хватает убедительности.

Во всецело мрачном окружении сразу две награды — приз зрительских симпатий и звание лучшего полнометражного фильма — получили беззаботные шведско-французские «Звуки шума» (режиссеры — Ола Симонссон и Йоханнес Штерне Нильсон).

Эта смесь комедии и мюзикла устроена бесхитростно. Имеем инспектора полиции с ужасным для рядового человека именем Амадеус (Бенгт Нильсон). Амадеус рос в музыкальной семье, из-за чего ненавидит музыку как таковую и находится в сложных отношениях со своим братом, одаренным дирижером Оскаром. Инспектор охотится на банду музыкальных террористов во главе с неутомимой экспериментаторшей Саной (Сана Перссон), которую исключили из консерватории за «водяную симфонию» (произведение заключалось в том, что Сана включила пожарную сигнализацию и залила всех водой с потолка). Сана возглавляет группу из пяти сумасбродных барабанщиков. Вместе они используют для исполнения своего четырехчастного опуса самые неожиданные вещи: больничное оборудование и брюхо одного из пациентов, банковские принадлежности (оформив все как ограбление), ІІІ часть воплощают при помощи экскаваторов и бульдозеров вокруг концертного зала, мешая оркестру Оскара играть Гайдна, а для финала симфонии понадобилась электрическая сеть всего города. Конечно, в поединке Саны и Амадеуса победили любовь и музыка.

Проблема фильма в том, что режиссеры — Ува Симонссон, Йоханнес Счерне Нильссон — не превратили его в чистый мюзикл, а попробовали выстроить комично-мелодраматическую линию, требующую диалогов и актерской игры. С последним — особые проблемы. Актеры типажно невыразительны, играют зажато, иногда им просто не хватает яркости так же, как диалогам, претендующим быть смешными, не хватает юмора. Сценарный ход с противопоставлением рок-музыки и классики — это откровенная банальность, годящаяся разве что для подростковых журналов. Режиссеры пытаются убедить, что Сана Перссон, которой на вид далеко за 40 — это молодая и горячая музыкальная террористка, способная влюбить в себя сурового полицейского, но это неудачная попытка. Понятно, что взяли ее, в первую очередь, из-за того, что она знает, как обращаться с ударной установкой — но ведь и о фактуре героини тоже нужно было позаботиться.

Тем не менее, когда начинается собственно музыка, все становится лучше. Даже название фильма, отсылающее к классическому голливудскому мюзиклу «Звуки музыки», дает понять, ради чего это снималось. Музыкальные номера срежиссированы изобретательно и разнообразно, есть немало действительно смешных моментов. Зал, состоявший преимущественно из молодежи, выставил «Звукам шума» самые высокие оценки. Однако все же хотелось бы увидеть американскую версию картины просто ради любопытства, ведь есть вещи, которые в Голливуде умеют делать не хуже Европы.

О победителе фестиваля, фильм Сергея Лозницы «Счастье мое», «День» уже писал 2 ноября (дважды режиссер давал интервью нашей газете, которые были напечатаны в №37 за 2009 г. и №104 за 2010 г.). Хочется отметить, что победа этой картины была закономерной еще и из-за того, что «Счастье мое» концентрировано воплотило общую тенденцию конкурса к жестким драмам, к изображению предельных ситуаций и героев, вынужденных делать трагический выбор между собственной и чужой жизнью. Сороковую «Молодость» можно считать удачной именно по этим двум причинам: здесь, как в наиболее весомых международных кинофорумах, появилась внутренняя архитектура главного конкурса, что позволяет очерчивать и даже определенным образом определять основные тенденции кинопроцесса; а второе — ярче всего настроение конкурса воплотил именно украинский фильм.

В конечном счете, «Молодость» выросла в зрелый фестиваль европейского класса. Что же касается молодых режиссеров, то они, окончательно отбросив постмодернистский имморализм, считают нужным взять на себя всю несправедливость жизни. Эта новая неравнодушная кинематография смотрит на мир без улыбки — но все же стремится сделать его лучше.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День». Фото предоставлены фестивалем
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ