Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В пространстве кукол

Благодаря театральному форуму Ужгород стал известен всему миру
19 октября, 2010 - 19:25
ГРАН-ПРИ «ІНТЕРЛЯЛЬКИ-2010» ЗАВОЕВАЛ СПЕКТАКЛЬ «МАЛЕНЬКИЙ ФИЛИПП И ВЕДЬМА» (СЛОВАКИЯ) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ ФЕСТИВАЛЯ

Двадцать лет назад в ужгородском Театре «Бавка» прописался новый персонаж — «Інтерлялька», и фестиваль театров кукол с таким названием начал отсчет своей истории. Идея создания форума принадлежит Александру Турянице, который в то время был директором этого театра. За годы своего существования фестиваль превратился в престижный международный смотр кукольного искусства. Ныне форум занесен в календарь Международной организации кукольников УНИМА, и теперь «Інтерлялька» известна всему миру.

Программа традиционно была разнообразной. Кроме украинских спектаклей, в Ужгород приехали показать свое искусство кукольники из Сербии, Болгарии, Беларуси, Словакии, Польши, Румынии, России, Венгрии и Турции. Несмотря на различия школ, отличия сценической манеры, литературной основы спектаклей, фестиваль предоставляет возможность увидеть определенный «срез» тенденций этого жанра театрального искусства. Были представлены классическая сказка, инсценизация, образцы мировой драматургии, обращение и к взрослому репертуару. В спектаклях можно было увидеть почти все техники кукловождения, начиная от традиционных тростевых кукол, спрятанных за ширму, вертепных кукол до сложных систем кукол-марионеток. Но неизменной остается тенденция преобладания в спектаклях живого актерского плана. Это основная проблема современного кукольного спектакля, и она серьезно угрожает сути этого искусства, так как замена куклы актером приводит к возникновению просто детского, а не именно кукольного зрелища.

Впрочем, наряду с попытками эксперимента, в которых кукле отводится роль иллюстративного, неодушевленного предмета, на фестивале присутствовали спектакли, по-настоящему прославляющие возможности сценической куклы и всесторонне их демонстрирующие.

В болгарском спектакле «Рапунцель» Р. Миновской-Деведиевой (Сливен, государственный театр кукол) декорации «вырастали» на глазах у зрителей из предметов, разложенных на полу. Так, натягиваясь по веревкам, строились разноцветные замки, башни, между ними грациозно передвигались большие выводные куклы с удивленными глазами на выразительных лицах. Актеры мастерски выполняли функции незаметных вершителей судеб своих сказочных персонажей.

Маленькому мышонку Муфу из турецкого спектакля «Дневной свет» П. Петкова (Люлебургаз, Кукольный театр Уцана Эллера), который хочет стать другом балерины Одилии с поломанной ножкой, помогали передвигаться одновременно четыре актера. В черном кабинете их не было видно, воспринималась лишь манипуляции, приводившие в движение зверушку. Две огромные пушистые лапы кота, гоняющегося за мышонком, оказались интересной деталью спектакля.

Херсонский спектакль «Легенда об атамане Сирко» был решен в традициях национального фольклора. Ширму заменили трехуровневой конструкцией, трансформирующейся с помощью полотен материи, благодаря чему создавалась перспектива пространства, передающая волнение бурных днепровских порогов, колосистые поля украинских сел и вольницу Запорожской Сечи. Там живут гордые казаки во главе со своим атаманом, динамичный ритм существования этого воинствующего братства прекрасно передают вертепные куклы.

Тульский театр кукол привез самовар. Искрометный, шуточный музыкальный спектакль построен на активном взаимодействии живого плана и куклы. Выводные куклы — симпатичные лиса, медведь, волк, петушок, кот-котофеич изготовлены из больших цветастых платков. Головки со смешными характерными мордочками актеры надевают на руку, а туловище-платок, свободно развеваясь, живет своей жизнью. Этот веселый карнавал пестрит песнями, плясками, веселыми шутками.

В программе фестиваля был спектакль для взрослых. Мэтр кукольной режиссуры Олег Жюгжда (Беларусь) обратился к легендарной драме-феерии «Лісова пісня» Леси Украинки и воплотил свой замысел с актерами Ужгородского театра «Бавка». В спектакле преобладает живой актерский план. Сценическое пространство «заключено» в стилизованный терновый венок больших размеров, спускающийся посредине сцены, где стоит рояль, на крышке которого и разворачивается история любви кукольных Мавки и Лукаша. Рояль — как символ прекрасного, искусства, которое каждый по своему предают все персонажи Лесиной песни. В него, как в гроб, вбивают гвозди, рвут струны, по его поднявшейся блестящей крышке «соскользнет» в небытие куколка-Лукаш. А высокая философичность текста, глубина поэзии, куклы-символы и все составляющие спектакля создают вибрирующую атмосферу осознания возможностей жизни, восхищение ими и в то же время растерянность перед силой природы, которую человеку не дано постичь умом.

Гран-при «Інтерляльки-2010» получил спектакль «Маленький Филипп и ведьма» С. Ковалева словацкого Театра кукол из Кошице (режиссер Олег Жюгжда). В который раз этот мастер доказал свое чутье и умение придать главенствующую роль кукле. Сюжет пьесы белорусского автора С. Ковалева напоминает известную сказку об Ивасике-Телесике. Четыре актера в национальных одеждах выходят в пространство воображаемой избы, в которой находятся различные атрибуты деревенской жизни: соломенная крыша, вышитые занавески, ткацкий станок, — и начинают рассказ о том, как у бабы и деда не было детей, выстругал старик из поленца малыша, и стал Филипп радовать своих родителей. Вот он решил помочь им удить рыбу, и на сцене появляется корытце, в котором на миниатюрной лодочке плавает Филипп, а вокруг плещутся рыбки... Первое, чем восхищает спектакль, — это удивительная гармония сосуществования в сценическом пространства актеров и кукол. Их взаимодействие настолько слажено и убедительно, что создается эффект самостоятельной жизни кукол. Колоритна голосовая партитура персонажей, особенно Ежи Бабы и Филиппа. Можно лишь удивляться каскаду режиссерских придумок, выстраивающих весь спектакль. Постановка отличается высоким мастерством кукловождения, актеры виртуозны, точны в создании облика персонажей, пластически и вокально выдерживают каждый характер куклы. Эмоциональный контакт сцены и зрительного зала, установившийся с первых минут спектакля, преодолел языковой барьер. Энергичная, веселая сказка, напрочь лишенная банальностей и повторов, оригинальная, свежая по режиссуре и сценографии, не оставила равнодушными ни маленьких, ни взрослых зрителей. А их число растет с каждым фестивалем. Сменяются поколения, подрастают маленькие, приходят младшие. У Театра кукол — счастливая судьба, он всегда будет вместе со зрителем. Такой же счастливой чувствует себя и ужгородская «Інтерлялька».

Алла ПОДЛУЖНАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ