Энергоэффективность и альтернативная энергетика на сегодня стали ключевыми пунктами почти всех правительственных деклараций и программ развития национальной экономики. Данную отрасль включили в список приоритетных, которые в следующем году обещают щедро профинансировать. Как сообщал «День», премьер-министр Украины Николай Азаров недавно заявил о планах правительства в 2011 году вложить в национальную экономику около 100 миллиардов гривен. Как на такие возможные капиталовложения отреагирует отрасль энергоэффективности и альтернативной энергетики? И готов ли этот бизнес к частно-государственному партнерству? О нынешних точках отсчета отечественного бизнеса в альтернативной энергетике и наиболее перспективных и интересных предпринимателям возможностях Украины «День» пообщался с главой Комиссии по экологическим инвестициям, альтернативным и возобновляемым источникам энергии ICC Ukraine и Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины, советником главы Национального агентства по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов Дарьей РЕВИНОЙ.
— Какая ситуация в данном секторе сложилась сегодня? Насколько теперь энергоэффективность и альтернативная энергетика интересны для бизнеса в Украине?
— В этом году со стороны государства было сделано многое для того, чтобы отрасль энергоэффективности и альтернативной энергетики начала развиваться. Проявил себя Закон «О зеленом тарифе», принятый в 2009 году: бизнес увидел, что инвестиции в возобновляемые источники энергии способны приносить хорошие прибыли при нормальных сроках окупаемости. Кроме того, в этом году Национальное агентство по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов (НАЭР) выделило отрасли значительно больше средств, чем в прошлые годы — около 600 миллионов гривен. Это большой прорыв для приоритетных проектов.
Прослеживается и интерес международных финансовых институтов, таких как Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Они теперь не только присматриваются и декларируют интерес к энергоэффективности, но и выдают кредиты на конкретные проекты. В частности, ЕБРР решил начать прямую линию кредитования, ведь схема с украинским банком-посредником не оправдала себя из-за непривлекательных процентных ставок. Этот проект должен стартовать уже в течение месяца.
А 21 сентября было ратифицировано соглашение между Украиной и Северной экологической финансовой корпорацией (NEFCO), в которой также предусмотрено финансирование энергоэффективных проектов.
То есть можно сказать, что этот год стал для отрасли годом конкретных шагов. А следующий должен еще увеличить эти темпы.
ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ БИОГАЗА ТОЖЕ НУЖЕН «ЗЕЛЕНЫЙ ТАРИФ»
— А «Зеленый тариф» в нынешнем виде способен эффективно работать на повышение темпов развития отрасли? Какие вопросы еще необходимо дорабатывать?
— В «Зеленом тарифе» образца 2009 года заложен фундамент, основа. Но в нем есть еще очень много вопросов и пробелов, которые всплывают на поверхность, когда инвесторы переходят к реализации проектов. Именно поэтому Украинский национальный комитет Международной торговой палаты инициировал создание специальной Комиссии по экологическим инвестициям, альтернативным и возобновляемым источникам энергии в Совете предпринимателей при Кабинете Министров Украины. Эта комиссия на сегодня объединяет около 150 экспертов, сосредоточивших свое внимание на Законе «О зеленом тарифе». В итоге уже подготовлены предложения изменений к этому закону, чтобы бизнес имел возможности реализовывать проекты на полную мощность.
Изменения, в частности, касаются расширения возобновляемых источников энергии, подпадающих под действие «Зеленого тарифа». Сейчас это биомасса, солнечная и ветровая энергетика, а также малая гидроэнергетика. Мы в этот перечень предлагаем внести и биогаз. Ведь Украина имеет огромное количество отходов — как органических, так и твердых бытовых (по подсчетам экспертов — по 800 тонн на каждого украинца. — Ред.), которые не утилизируются. Для того, чтобы их утилизировать и получить дополнительно еще и биогаз, необходимо создать привлекательные инвестиционные условия. И мы предлагаем для биогаза утвердить «Зеленый тариф» выше, чем для биомассы, потому что технологии для производства биогаза дороже. Хотя бизнес уже и начинает вкладывать деньги в проекты по добыче биогаза (например, свино- и птицефермы), но он с нетерпением ждет изменений к «Зеленому тарифу», чтобы вернуть себе часть средств.
Также нужно утвердить четкий механизм подключения объектов, производящих электроэнергию по «Зеленому тарифу», к сетям. Ведь на практике с этим возникает очень много проблем.
Еще мы предлагаем механизм компенсации инвестиционных затрат. Потому что, например, при подключении к сети инвестор несет значительные затраты. Хотя по закону это задача государства, но механизма ее реализации тоже нет, как и компенсации инвестору за построение данной инфраструктуры. Министерство экономики подготовило было проект такого механизма. Но его раскритиковали — из-за того что в нем предлагалось компенсировать инвестиционные расходы в течение 25 лет. Инвестор же рассчитывает самоокупиться на протяжении трех-пяти лет.
— Это реальный срок окупаемости для энергетических проектов?
— Например, для проектов из биомассы этот срок может быть и 2 — 2,5 года. Но средняя цифра по отрасли возобновляемых источников энергии — три-четыре года. Однако, опять же, для этого нужны разнообразные стимулы. Поэтому мы предлагаем утвердить механизм компенсации инвестиционных затрат в течение пяти лет.
Еще можно было бы использовать и лучший зарубежный опыт. Например, Австрии. Там «Зеленый тариф» утверждается не после введения объекта в эксплуатацию, а до. Это очень важно для привлечения финансирования: сегодня при получении кредита в Украине нет гарантии, что инвестор сможет продать свою электроэнергию по «Зеленому тарифу».
Наши предложения поддержал первый вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев и поручил учесть их при подготовке изменений к закону. НАЭР сейчас их уже согласовывает с Кабинетом Министров. Надеюсь, что до конца этого года парламент примет эти изменения.
ПОТРЕБНОСТИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ — МИЛЛИАРД ГРИВЕН ЕЖЕГОДНО
— Правительственные чиновники обещают бизнесу, который будет реализовывать энергоэффективные и альтернативные проекты, значительные налоговые льготы. Кроме того, данный сектор включен в перечень приоритетных, в которые в следующем году обещают вложить около 100 миллиардов гривен. В какую сумму потребности отрасли оценили бы вы?
— Чтобы отрасль активно развивалась, нужно около одного миллиарда инвестиций в год. Ведь потенциал для наращивания мощностей очень значительный. Кроме того, со временем, где-то после 2012 года, встанет вопрос постройки новых мощностей для передачи произведенной электроэнергии.
При этом очень важно разработать реальные механизмы сочетания государственных и частных средств. Например, Всемирный банк сегодня финансирует энергетические проекты в Украине. Но это финансирование используется неактивно, потому что было предоставлено под государственные гарантии, и кредиты идут только через государственный банк. Последний же предлагает кредиторам абсолютно непривлекательные условия. Поэтому для компаний необходимо создавать лучшие условия финансирования.
— Прослеживается ли уже в Украине определенная географическая дифференциация энергоэффективных и альтернативных проектов? То есть научились ли предприниматели и простые граждане на местах использовать преимущества именно их местности, местных ресурсов и тому подобное?
— Географическая дифференциация уже прослеживается. Так, если говорить о малой гидроэнергетике, то соответствующие инвестиционные проекты сконцентрированы в основном в Западной Украине, где много малых и средних рек. Если ветроэнергетика, то это Крым, Донецкая, Запорожская, Харьковская области и снова Западная Украина. Если солнечная энергетика, то это Одесская, Николаевская, Херсонская области и Крым. Меньшие по мощности проекты по солнечной энергетике реализуют и в других регионах страны, но для мощных подходят только вышеперечисленные. А что касается биомассы (отходов древесины, сельского хозяйства), то это вся Украина. Отходы ведь есть везде...
Кстати, мы инициировали создание так называемой Карты потенциала возобновляемой энергетики Украины. Совместно с областными администрациями и НАЭР мы хотим найти, выделить и систематизировать информацию: где и какие проекты можно реализовать. Чтобы западные инвесторы могли быстро сориентироваться.
НА ИВАНО-ФРАНКОВЩИНЕ БУДУТ ВЫРАЩИВАТЬ ТРАВУ, БОЛЕЕ ТЕПЛОТВОРНУЮ, ЧЕМ ДРЕВЕСИНА
— Есть ли показательные свежие проекты, о реализации которых инвесторы объявили недавно?
— Среди тех проектов, которыми занимается Украинский национальный комитет Международной торговой палаты, есть следующие свежие примеры: мощная французская компания CNR планирует развивать малые ГЭС в Черновицкой области, где есть возможность построить 26 малых ГЭС, но не такой высокий уровень конкуренции, как на Закарпатье или Ивано-Франковщине. Сейчас мы выбираем с ними конкретные станции, их подключения и другие вопросы.
Швейцарская компания AEG увидела возможность реконструкции старых украинских котельных, работающих на угле или на газу, с переводом их на твердое топливо — отходы древесины, сено и солому. Этот проект интересен потому, что в Украине очень большое количество таких котельных, а срок их реконструкции меньше, чем постройка новых.
Еще один интересный проект мы сейчас реализовываем в Ивано-Франковской области. Это выращивание специальной энергетической культуры мискантус (его еще называют слоновой травой. — Ред.) с последующим производством из нее электрической и тепловой энергии. Будем закупать данную культуру в Великобритании.
Это очень интересное растение: посадил его один раз, и оно растет себе 10 лет, дает большие урожаи. Но главная его особенность в очень большой теплотворности — в 1,5 раза выше, чем у древесины! А себестоимость выращивания небольшая.
Конгломерат из британских, американских и украинских инвесторов заинтересован в производстве из мискантуса электрической и тепловой энергии, а также производстве топливных пеллет, сырье под которые в Украине сегодня уже стало дорогим.
— В Турции на крыше почти каждого дома можно увидеть металлическую бочку для нагрева воды и солнечные панели. То есть подобное энергоэффективное оборудование доступно для турок. Возможно ли удешевить его для украинцев? Какие есть варианты повышения заинтересованности украинцев в установке ветряков, солнечных панелей и тому подобное?
— Мы изучали опыт Турции. Почему там так распространены солнечные панели или ветряки — государство субсидировало граждан, чтобы они имели возможность купить специальное оборудование, и производителей, чтобы им было выгодно его изготовлять, продавая по льготным ценам. Эту схему применяет и большинство стран Европейского Союза. В некоторых странах такие субсидии достигают даже 50%, а то и 70% от стоимости оборудования.
Кроме того, у них и энергоносители дороже, чем в Украине. Это выступает дополнительным стимулом к проектам по альтернативной энергетике. Как результат, в течение трех лет альтернативное оборудование внедрялось такими темпами, что в ЕС сейчас думают, как этот процесс сдерживать.
Поэтому «изобретать велосипед» в Украине не нужно. Необходимо просто использовать позитивный зарубежный опыт, проанализировав его ошибки.
Мы проводили расчеты относительно субсидий на оборудование альтернативной энергетики и рекомендовали ввести их в размере 20%.