Вчера во Львове для учеников одной из гимназий провели урок памяти «Первая советская оккупация Западной Украины (1939 — 1941 гг.)», сообщает сайт «МАЙДАН-ИНФОРМ». Организаторы занятия — Западно-украинский центр исторических исследований, Управление культуры Львовского городского совета и Мемориальный музей жертв оккупационных режимов «Тюрьма на Лонцкого» — показали молодежи документальную ленту «Золотой сентябрь», в основу которой легли воспоминания очевидцев событий, представителей украинского, польского, еврейского народов, которые тогда проживали в Галичине. Кроме того, перед учениками выступил и председатель Всеукраинского общества политических заключенных и репрессированных Петр Франко. По словам директора Мемориального музея жертв оккупационных режимов «Тюрьма на Лонцкого» Тараса Чолия, подобные уроки будут проведены в каждой школе города. «Ученики с удовольствием принимают участие в наших уроках, ведь они имеют возможность прикоснуться к «живой» истории, услышать рассказы и пообщаться с очевидцами событий», — говорит Тарас.
КОММЕНТАРИЙ
Леонид ЗАШКИЛЬНЯК, профессор Львовского национального университета им. Ивана Франко:
— Я думаю, что в первую очередь эти события должны быть отображены в школьных учебниках, потому что у нас в стране действует много стереотипов, выработанных в прежние времена, в которых говорится о «золотом сентябре», о воссоединении украинских земель и других подобных вещах пропагандистского плана. Относительно обсуждения этого события в школьной среде, то я не думаю, что это повод для каких-то торжеств. Скорее, должен быть разговор в пределах школьного урока об этих событиях, которые не являются для нас веселыми и радостными. Я думаю, что такие события нужно преподносить с разных точек зрения: может быть русская, польская, немецкая, например, точки зрения, но должна быть и украинская. Изучать этот период, безусловно, необходимо, ведь как рассказывать о том, что случилось в 1939 году перед началом Второй мировой войны?
СПРАВКА «Дня»
Документальная лента «Золотой сентябрь. Хроника Галичины 1939-1941 года» режиссера Тараса Химича создана по заказу Западноукраинского центра исторических исследований. В советские времена сентябрь 1939 года было принято называть «золотым». Советские историки мотивировали это тем, что именно тогда две части Украины были объединены одной границей. Однако о цене этого объединения идут острые дискуссии. 17 сентября 1939 года многомиллионная Красная армия по приказу наркома обороны Ворошилова начала так называемый Освободительный поход. За десять дней Западная Украина и Западная Беларусь были оккупированы советскими войсками, после чего было принято решение о переходе украинских земель от Польши к СССР во Львове. Это было выполнение тайных договоренностей между Советским Союзом и Германией в пределах пакта Молотова-Риббентропа. Как известно, военные действия повлеки миллионные жертвы, как среди военных, так и среди мирного населения, а многонациональное население Галичины, особенно украинцы, поляки и евреи, составлявшие большинство, очень болезненно восприняли насильственную «советизацию».
Как писал в «Дне» историк Станислав Кульчицкий, «советизация» Западной Украины имела две стороны. Первая из них праздничная: повышение жизненного уровня населения, ликвидация безработицы, наделение крестьян землёй. Заявки предприятий в оборудовании немедленно удовлетворялись промышленными центрами восточных областей. Почти полмиллиона безземельных и малоземельных крестьян получили в пользование свыше миллиона гектаров помещичьей земли, десятки тысяч коней и коров и другого имущества. 40 тысяч коров крестьяне закупили в колхозах восточных областей на займы из государственного бюджета. Именно все эти мероприятия советской власти широко освещали средствами массовой информации, чтобы укрепилась легенда о «золотом сентябре».
Но была и другая, теневая сторона «советизации». Руководители СССР приняли решение удалить из края всех лиц нежелательного социального происхождения, национальности и умонастроения. Хорошо натренированные чекисты выполнили ответственную задачу.
Статистика репрессий вскоре стала широко известной. 22 июня 1941 года советский и польский народы очутились по одну сторону баррикад. Москва возобновила дипломатические отношения с польским правительством в эмиграции и тепло приветствовала польского посла С. Кота. Тот попросил списки всех депортированных польских граждан безотносительно их национальности, а затем начал ездить по местам ссылок. Заместитель наркома иностранных дел Вышинский сообщил, что количество депортированных составляло в 1941 году 338 тысяч человек. Методом сплошного опроса жертв депортации сотрудники С. Кота, а затем польские историки, шедшие по их следам, установили более реальную цифру — свыше миллиона человек.