Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Литературный хронотоп

30 сентября, 2010 - 19:48
ФОТО ЮЛИИ КЛЕЦОВОЙ

Существует много путей к пониманию другого. Один из них — это книги, которые мы читаем. За чашкой зеленого чая, пряного кофе, дома и в гостях, в кафе или сквере, а самое главное — за разговорами о книгах мы открываем миры друг друга. О своих любимых книгах и понимании современного литературного процесса рассказывают собеседники «Дня».

Игорь ПРОЦЕНКО, председатель Национального экологического центра Украины:

— Сразу отмечу, что способностей к литературному анализу у меня совсем нет. Когда я открываю книгу, то не ставлю своей целью разрезать литературное произведение, как яство, на кусочки и смаковать каждый в отдельности. Я обычный читатель, который читает, когда у него есть время, поэтому для меня современная литература — это книги, которые я, не будучи частым «гостем» книжных магазинов, выбираю на полках, бегло просмотрев избранные места. Таким образом, например, я нашел книги Галины Пагутяк, Милорада Павича, Горана Петровича. Хотя некоторых авторов даже разыскивал целеустремленно — Оксану Забужко, Сергея Жадана, «Рівне/Ровно» Александра Ирванца, украинские переводы Харуки Мураками, а Юрию Андруховичу я даже при случае пожаловался, что когда я в «Букве» на украинском языке попросил что-нибудь из его произведений, мне предложили русские переводы. Словом, я нахожу, что читать, и получаю удовольствие и от сюжета, и от стиля, и от главной идеи. Ведь литература, как и любое искусство, — это процесс общения автора с читателями.

Среди любимых авторов я выделил бы уже упомянутых мной Галину Пагутяк, Милорада Павича, Горана Петровича. Их произведения объединяет определенная романтичная мистичность. Из прочитанных недавно книг — «Залишенець (Чорний ворон)» Василия Шкляра, «Тема для медитації» Леонида Кононовича и «Зелений сполох» Алексея Бурковского. Если бы я писал книгу, это, по-видимому, был бы сборник эссе на экологическую тематику.

С распространением книги в Украине много проблем, и государство должно было поддержать хотя бы распространение украинской книги. Иногда проблемы с издательством и распространением книг на украинском языке оправдывают законами рынка — мол, русские покупают больше, поэтому их больше и издают, и продают. Однако, по моему мнению, не все так просто. В качестве примера приведу факт, который мне лет пять назад рассказал знакомый из Черткова в Тернопольской области. Так вот, как оказалось, он, убежденный украиноязычный человек, читал в то время «Зеркало недели», а не «Дзеркало тижня» лишь потому, что русский вариант этой газеты поступал на два дня раньше. А в киевских киосках лежит на виду также одно лишь «Зеркало недели», и нужно специально просить дать «Дзеркало тижня». Выводы, как говорят, делайте сами.

Ярка ЛУКЬЯНЧУК, студентка философского факультета Львовского национального университета:

— Еще от первых прочитанных книг — детских сказок вперемешку с томами украинской драматургии, книгой заговоров, научным исследованием о семействе пасленовых, стихотворениями польских и украинских поэтесс, чтение вошло в мою жизнь и с того времени никогда не покидало ее дольше, чем на несколько дней. Иногда я продлевала жизнь любимыми книгам, придумывала, какое развитие событий могло бы быть у той или иной истории. Книги — чудесная возможность проживать тысячи жизней, странствовать по тысячам дорог, оставаясь в полностью конкретном хронотопе. Проблема лишь в том, что каждый раз книгу читает уже другой человек — так, как дважды не войдешь в одну воду, так невозможно оставаться неизменными, читая хороший текст.

А самые любимые книги — те, которые дарят ощущение, будто их написал ты. И такие тексты, из которых «не вырастаешь». Ведь есть книги, которые хочется перечитать во второй раз, но понимаешь, что автор остался далеко позади, а ты уже прошел много километров, а то и вообще свернул на другую дорогу. Чаще всего у меня так бывает с современной литературой. Возможно, это и является оценкой ее ценности — эдакое испытание временем и внутренним ростом читателя. Зато есть книги, с которыми ты время от времени сверяешь себя. Если бы я в настоящий момент писала книгу, это была бы история о том, как реальность настоящего мира пробивается сквозь тысячи условностей, асфальт и серость современного города, о том, что куда бы человек ни шел и как бы больно ни падал на своем пути, в самом центре человеческого естества живет радостное и солнечное существо — Бог, умеющий танцевать...

Несколько лет назад я поглощала современную литературу в огромном количестве, далеко не со всем соглашаясь, но вместе с тем видела в ней зеркальную картину себя и своего времени. В настоящий момент у современной литературы не такой вкус, как раньше. Однако хватает действительно стоящих вещей. В украинской литературе это Прохасько, Кость Москалец, Марьяна Савка, Андрухович — авторы, говорящие с душой. Сергей Крымский и Оксана Забужко — авторы высокой мысли, они обращаются к уму и интеллекту. В зарубежной литературе это Нил Гейман — мастер слова, который из городских легенд, древнейших мифов, пророчеств, абсурда современности, хорошей классики создает странные, жуткие и вместе с тем, на мой взгляд, удивительные миры; Джоан Харрис — автор современного «магического реализма». С русскими авторами знакомлюсь преимущественно через свой живой журнал — это много разных имен, из которых наиболее атмосферными является Эльчин Сафарли и Ника Батхен.

Ирина ПАТРОНИК, менеджер коммуникаций Международного центра перспективных исследований:

— Я считаю, что сегодня действительно мало качественной литературы. Но поскольку качество проверяется временем, о том, насколько интересным является литературный процесс нашего времени, можно будет судить намного позже. К счастью или к сожалению, одного любимого писателя у меня нет. Мне нравится познавать мир литературы и всякий раз прочитывать тех же писателей по-другому. Но если говорить о книгах, которые я могла бы посоветовать нашим читателям, — это «FM-Галичина» и «Непрості» Тараса Прохасько, «Душа ріки» и «Межник» Александра Денисенко, «Музей покинутих секретів» Оксаны Забужко, «Игра на многих барабанчиках» Ольги Токарчук, «Культ» Любка Дереша, «Солодка Даруся» Марии Матиос, а вообще советую заходить в книжный магазин, брать в руки книгу наугад, открывать ее и угощаться несколькими строчками. Если придутся по вкусу — можно книгу покупать.

Открытием этого года, пожалуй, оказалась книга Александра Денисенко «Межник», которую я долго ждала. Это красивая попытка украинского фэнтези для детей и взрослых. А вообще те или иные книги являются любимыми в той степени, в какой мы находим в них отражение себя или своей жизни, насколько отождествляемся со временем, пространством, обстоятельствами, автором в каждый конкретный момент нашей жизни. Поэтому закономерно, что новые прочтения любимых книг дают возможность взглянуть на себя со стороны или опять погрузиться в какое-то внутреннее состояние. Чаще всего книги, которые я перечитываю, — это сборники поэзии. Они в то же время и наиболее динамичные, и наиболее статичные для открытия себя. Именно такой является для меня поэзия Лины Костенко и Виславы Шимборской.

Убеждена, что писать нужно не о том, что хорошо знаешь, но так, как чувствуешь, — лишь тогда эта литература настоящая. А вообще вся литература повествует о любви или о смерти. Я люблю Львов, люблю людей, люблю познавать себя и мир вокруг. Моя книга была бы о людях, которые меня окружают, о мире, таком неожиданном и притом закономерном, о времени, в которое мне повезло родиться, об ощущениях, столь типичных для всех и столь же личных для каждого.

Беседовала Дарина ГАЛАТЧЕНКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ