Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Торговцы брендами

29 сентября, 2010 - 20:26
«ТОП-МОДЕЛИ» / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Рейтинг коммунистов, почти навсегда застывший на максимальном уровне около 5%, еще и периодически показывает тенденцию к росту. Что же может его поколебать?

«СО ВСЕЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬЮ»

Самой показательной новостью, которую можно узнать сейчас по теме «коммунисты Украины», снова стал конфликт Петра Симоненко и главы крымских коммунистов Леонида Грача. Конфликт этот во второй раз подошел к критической точке. Первый раз, в конце февраля прошлого года, он разрешился выведением Грача из президиума ЦК Компартии. Тогда ему вменили попытки расколоть партию, а, по сути — высказывания о моральном облике вождя КПУ.

Тогда, зимой 2009 г., много говорилось о том, что сам Грач и запустил в СМИ как можно больше информации о любовных похождениях Петра Симоненко. Но результат оказался на удивление провальным. Казалось бы, стойкий моральный облик первого коммуниста страны должен был, если не померкнуть, тот, как минимум, подвергнуться эрозии. Но нет — Компартия по-прежнему сохраняла и сохраняет свой рейтинг. На президентских выборах ровно через год после показательной «порки» Грача за Симоненко проголосовало 2,5% населения. Мало? А это, как посмотреть. На фоне Януковича, Тимошенко, Яценюка, Тигипко, Литвина и десятка иных кандидатов, цифра в два с половиной процента вполне удобоварима. Вряд ли в самой Компартии рассчитывали в тех условиях на большее. Некоторые кандидаты, к примеру, Анатолий Гриценко, который считался гораздо перспективнее «отжившего» Симоненко, и до двух процентов не добрались. Так что коммунист номер один оказался вполне в форме (политической). Таким образом, выяснилось, что первое испытание — личным скандалом — он прошел. А ведь риск потерять репутацию был, и немалый.

Все-таки мышление нашего человека персонализировано, и очень уж придает значение почти риторическому вопросу о моральной чистоплотности того или иного деятеля. Так что «бес в ребро» Петра Николаевича стал испытанием для многих престарелых, и потому неизменно высокоморальных, членов его партии. За смелость эксперимента над собственным рейтингом Петру Симоненко нужно поставить законный плюс. Тем более, эксперимент он выдержал. Заодно главный отечественный коммунист и со своим главным оппонентом — Леонидом Грачем — разделался по всем канонам ленинизма. Хотя надо думать, Грач, поднимая фронду против Симоненко, просчитывал вариант выведения из президиума. Оно ему было даже к лучшему — теперь он смог сосредоточиться на крымских делах. В Крыму он «первый парень на деревне», в отличие от Киева. И здесь звезда Грача не гаснет, а только разгорается. У Симоненко же впереди — явные проблемы с партячейкой в АРК. Впрочем, ему и здесь не стоит особо опасаться.

Если Леонид Грач, к которому теперь стекается множество обиженных неудержимой кадровой экспансией «донецких» на полуострове, выиграет борьбу с председателем Совмина Крыма Василием Джарты, и коммунисты получат в крымских советах значительное число голосов (и, тем более, если проведут кого-нибудь из своих кандидатов в местные мэры), центральное руководство КПУ припишет успех Грача себе. Если же Грач проиграет, то неутешительные результаты будут использованы для его дискредитации. За поражением могут последовать и оргвыводы в отношении главного коммуниста автономии. Если же Грача не тронут, а всего лишь лишний раз пожурят, то и опасаться за далекоидущие последствия ни к чему. Он по-прежнему останется во главе «красного Крыма», а Симоненко будет продолжать ревниво следить за успехами своего главного конкурента.

Грач понимает, что ему вряд ли предстоит занять место Симоненко. Во-первых, потому, что смещать Петра Николаевича нет причин и поводов. Это можно сделать только при давлении со стороны власти, а ей это совершенно ни к чему. В коалиции коммунисты регионалам нужны с Симоненко, вне коалиции — неинтересны в принципе. Пусть их возглавляет кто угодно. Но только не Грач. Нежелание видеть его во главе Компартии — вторая причина, почему суровому крымскому коммунисту не «светит» сменить Симоненко. Этого не хотят не внутри КПУ, не в действующей власти, не в числе тех, кого считают спонсорами партии. Грач для всех слишком радикален и непредсказуем. Такая активность никому не нужна. КПУ давно встроилась в систему власти, и радикальных перемен не просто не желает — боится.

РАЗВОД ПО-КОММУНИСТИЧЕСКИ

Что же кается электоральных настроений, то отмеченная в начале статьи стойкость рейтинга коммунистов остается главным феноменом этой партии. И в тощие, и тучные годы число поклонников коммунизма почти неизменно. В плохие времена оно только возрастает. Не особо влияет на рейтинг Компартии и ее пребывание во власти. Во всяком случае, доселе не влияло. Но до этого года коммунисты много лет во власти не были, а оранжевый период был, как нельзя более, благоприятен для роста их популярности. После вхождения в коалицию с ПР стало сложнее. Нынешнее падение рейтинга Партии регионов не может не беспокоить коммунистов. Симоненко вынужден объяснять нахождение КПУ у власти в стремлением направить политику коалиции в русло «защиты интересов трудящихся». Однако таким аргументом долго морочить голову будет невозможно. И глава Компартии это понимает. Выборы станут тем рубежом, за которым для коммунистов, во многом, наступит момент истины. Если они наберут достаточное количество голосов на юге и востоке, это может вызвать ревность Партии регионов, стремящейся к однопартийному правлению, особенно в «своих» областях. Если же коммунисты наберут очень мало, то вообще перестанут котироваться у Партии регионов. Тем более, учитывая, что наши «комми» собираются занять принципиальную позицию по вопросу возвращения Януковичу полномочий Кучмы.

Коммунисты, необходимые регионам при переформатировании парламента в начале весны этого года, стали, наряду с Литвиным, той ношей, которую нести тяжело, а бросить пока еще невыгодно. При этом для цивилизованного развода внутри коалиции всегда есть возможность: КПУ, шумно заявив о выходе из союза с ПР, становится очередной оппозицией Президенту. Что является ее природным состоянием при господстве крупного олигархата, которым эти «краснолицые» нужны, «как в русской бане лыжи».

Понятно, что держит коммунистов у власти — это сама власть. А вот мотивации Партии регионов изменятся уже очень скоро. Имидж «друзей народа» им может быть нужен разве что до местных выборов. Затем в стране начнутся иные времена. В которых коммунистам снова скажут знать свое место. Место прикормленной оппозиции на юго-востоке.

И «красные» возражать не будут. Им вполне могут оставить архивный комитет и Институт национальной памяти. Здесь воззрения КПУ и ПР совпадают. С учетом того, что коммунисты имеют шансы пройти в советы разных уровней во многих областях юго-востока и даже провести кое-где своих мэров, у них может быть достаточно бонусов для того, чтобы осуществить развод с регионалами.

КРАСНЫЕ ПЯТНА НА СИНЕ-БЕЛОМ ПОЯСЕ

Пока что откровенно сильных игроков среди кандидатов, выдвинутых КПУ, нет. Во всяком случае, по крупным городам. Кроме двух исключений. Самым интересным ходом стало выдвижение недавно подавшего в отставку мэра Запорожья Евгения Карташова главой списка депутатов от КПУ в горсовет. Этот шаг означает, что Карташов планирует остаться в запорожской политике, а также поднимает рейтинг КПУ в городе и шансы ее кандидата — главы местных коммунистов Алексея Бабурина — в борьбе за пост мэра. Бабурин вполне может стать главным оппонентом Владимира Кальцева, уже практически «назначенного» властью на пост городского головы.

Другим примечательным выдвижением от КПУ можно считать кандидата в мэры Симферополя, бывшего министра ЖКХ Крыма Владимира Баженова. Баженов работал министром ЖКХ Крыма с сентября 2006 г. по июнь 2009 года, и затем с сентября 2009 года по май 2010 года. Он ушел в отставку после публичного разноса премьер-министром Крыма Василием Джарты на заседании Совмина. Джарты заявил, что руководство Министерства ЖКХ не контролирует формирование тарифов на воду в курортных городах, из-за чего вода в Ялте обходится жителям дороже, чем в Евпатории. В свою очередь, коммунисты обвинили руководство Совмина в скрытой подготовке приватизации городских и районных водоканалов.

С учетом враждебных отношений Грача и Джарты, выдвижение в симферопольские мэры чиновника, обиженного последним, вполне логично.

Думается, что в ближайшее время следует ожидать еще каких-нибудь интересных кадровых ходов со стороны коммунистов. Так, ходят упорные слухи о том, что от КПУ будет выдвигаться главный «аксакал» среди мэров Украины — городской голова Кривого Рога Юрия Любоненко (он руководит городом с марта 1992 года). В общем-то, компартийная «крыша» даже на юго-востоке ценится не особо, но для многих тамошних политиков она остается одной из возможных. Впрочем, коммунистическая «прописка» некоторых мэров может только сыграть им на руку — в тех случаях, когда люди будут избирать личности, а не идеологии. И если такие выдвиженцы одержат победу, то коммунистам останется только уповать, чтобы этот мэр или иной знаковый персонаж в регионе быстро не забыл о своей партийной крыше и обязательствах, которые он при этом давал своим новым партийцам.

Коммунисты ныне, как и все прочие партии, превратились в торговцев. Торговцев брендами, должностями, итогами голосований и местами в списках. Тем не менее, списывать из политической жизни Украины их пока невозможно. Во всяком случае, в ближайшие лет десять. Ведь жизнь при господстве регионалов будет «улучшаться» каждый день, и это только подогреет рейтинги «бессмертной красной когорты».

Павел КОВАЛЕВ, политолог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ