Оборвался нерв художественного мира — ушла из жизни Ада Федоровна Рыбачук. Она была гармоничной половинкой уникального творческого содружества, вторую из которой составлял ее соратник — Владимир Мельниченко.
Ада Федоровна родилась в 1931 году и, закончив Киевский художественный институт, (ее учителем был знаменитый А. Шовкуненко), стала вместе с Володей созидать этот мир.
Скульптура и живопись, графика и кино, литература и публицистика — это далеко не полный перечень творческих интересов этой пары, постоянно напоминающей окружающим, что эпоха Возрождения длиться во времени. Уникальный «Северный цикл», подаренный музею города Нарьян-Мар, печально знаменитая, благодаря вандализму власти, Стена Памяти, Киевский дворец пионеров, задорный малыш-КРОК — эмблема знаменитого анимационного фестиваля, и многое другое — это далеко не полный перечень наследия Ады Рыбачук.
Увидев их работы в начале 60-х, поклонником этого содружества, другом и глашатаем их творчества стал знаменитый киевлянин Виктор Некрасов.
Они много работали, много страдали, но ни занятость, ни переживания, которые щедро «подсыпала» им жизнь, не гасили то тепло, тот человеческий свет и доброжелательность, которыми они щедро делились с людьми.
Вот что говорит об этом удивительном тандеме один из самых ярких представителей украинской творческой элиты, писатель, критик и искусствовед Вадим Скуратовский:
— Рыбачук и Мельниченко — уникальное творческое содружество. С конца 50-х они постоянно работали вместе. Началось все с их общей влюбленности в Север. Эта удивительная пара «остановила свой зрачок» на этой географической точке, что не так часто бывает с художниками. Все, что сделали тогда эти «украинские рокуэл кенты» — живопись, графика, скульптура, — осталось в музее Нарьян-Мара. Работы эти прекрасны по своей колористике и эмоциональному наполнению. Затем они приезжают в Киев, начинают работать, как монументалисты. Они, безусловно, были первыми авангардистами в этом городе.
Тогда же они начали работать над проектом «Парк Памяти», который так и не был завершен, а «Стена Памяти» уже созданная скульпторами, была, по приказу главы ЦК партии Украины, залита бетоном. С тех пор, продолжая плодотворно работать, осваивая новые техники, — гобелена, например, — они пытались добиться восстановления «Стены» на Байковом. Это надолго стало темой для либеральной прессы, бесконечных разговоров в кулуарах власти, но реально ничего не было сделано ею.
Последние годы Ады были омрачены еще и тем, что разные новобуржуазные мерзавцы пытались завладеть их мастерской. Эту мастерскую они «получили из рук» тогдашнего правительства в замен на их дар Северу. Это был их дом, творческий уголок, который они создали своими руками. Но с начала 90-х там не было покоя из-за желающих занять лакомый кусочек в центре. Тяжбы и обещания всех представителей власти остались лишь словами, и вопрос по сей день, к сожалению, открыт.
Последняя их работа посвященная Голодомору, так и не была поставлена из-за отсутствия средств.
Ада была сверх талантливым и сверх принципиальным человеком, и это, конечно, ей многие не прощали. Например, Норвежское правительство готово было перенести «Стену» в Норвегию, на кладбище, где захоронены погибшие во время войны советские воины, но Ада с Володей отказались.
Уход из жизни Ады Рыбачук — невосполнимая потеря не только для национальной, но и для мировой культуры.
Справка «Дня»
Ада Федоровна РЫБАЧУК (27 июля 1931), художник. Серебряный призер VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957). Член Союза художников (1957). Почетный член Союза кинематографистов Украины (1999). Почетный гражданин г. Нарьян-Мара (1998). Почетный член Нар. академии культуры и человеч. ценностей (США) с 1995. Родилась в Киеве. Окончила Киевский гос. художеств, ин-т (1957). Работает в живописи, графике; пишет очерки, эссе, сценарии. Отдельные произведения переведены на польск., нем., франц., англ., языки. В архитектуре, монументальном искусстве, скульптуре, документальном кино работает в соавторстве сб. В. Мельниченко. С 1957 участвует в респ., всесоюз., а также зарубежн. выставках: в ОАР (1958), ЧССР (1957, 1958), Финляндии, ВНР, СФРЮ (1961), Италии(1962), Ираке (1963), Афганистане (1964), МНР (1964), ПНР (1967), США (1977, 1995), Болгарии (1985), Венгрии (1985), ГДР (1986), Норвегии (1993) и др. Стремясь создать в городе художеств, музей, вместе с художником В. Мельниченко передала в 1959 в дар городу 118, а в 1979 — еще 33 произведения. Жила в Киеве.
Редакция «Дня» приносит свои искренние соболезнования родным и друзьям Ады Федоровны.
Прощание с Адой Рыбачук состоится сегодня в Доме ученых в 12.00.