Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Тени забытых предков» через 45 лет

Молодые активисты Народного Руха воспроизвели первый публичный протест украинских шестидесятников во время киевской премьеры фильма Сергея Параджанова
14 сентября, 2010 - 18:20
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ» / ФОТО С САЙТА HURTOM.COM

4 сентября минуло 45 лет со дня премьерного показа в Киеве в кинотеатре «Украина» легендарного фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Кстати, премьера ленты была разрешена в Украине лишь через год, после того, как фильм обошел мировые кинотеатры и получил одобрительные отклики. Причиной такой задержки стало то, что режиссер Сергей Параджанов наотрез отказывался показывать «Тени забытых предков» в переводе на русский, мотивируя это тем, что язык является одним из неотъемлемых художественных элементов фильма. И сама лента, и ее премьера стали знаковыми. «Тени забытых предков» — это не только фильм высокого качества и режиссерского мастерства, который открыл для других неизвестные гуцульские традиции и быт и в свое время покорил мир (польский журнал «Экран» в 1966 году писал: «Это один из удивительнейших и самых утонченных фильмов, которые случалось нам видеть в течение последних лет»). Лента Сергея Параджанова — это отдельный феномен, который с помощью искусства кино демонстрирует целостную самобытную этническую культуру и, таким образом, становится ее ярким проявлением.

Премьера фильма в Киеве стала площадкой, откуда молодая украинская интеллигенция впервые открыто выступила против государственной тоталитарной системы. В честь 45-й годовщины этого события общественная организация «Молодой Народный Рух» организовала пересмотр ленты Сергея Параджанова в кинотеатре «Кинопанорама». А начался он с воссоздания событий, которые происходили в начале сентября 1965 года.

— 2 сентября мы узнали об аресте Свитличного, братьев Горинь и целого ряда молодых композиторов, художников, — рассказывает бывший политзаключенный, участник и свидетель акции протеста Олесь СЕРГИЕНКО. — Это была реакция власти на пробуждение гражданского сознания у части украинцев в результате процессов демократизации, которые имели место в период хрущевской оттепели. Иван Дзюба решил воспользоваться премьерой фильма «Тени забытых предков», чтобы публично сообщить об арестах. Зал перед началом фильма был переполнен. После выступления Сергея Параджанова на сцену вышел Иван Дзюба и после нескольких одобрительных отзывов о фильме заговорил о повальных арестах среди украинской интеллигенции и стал перечислять имена арестованных. Ивана Дзюбу пытались столкнуть со сцены. В это время Вячеслав Чорновил призывал несогласных с такой политикой встать в знак протеста. Треть зала поднялась. Тогда, в 1965-м, после просмотра фильма к микрофону вышел Василий Стус. Хотя предварительно его участие в акции не обуславливалось, он публично поддержал Ивана Дзюбу и Вячеслава Чорновила, отметив, что «протестовать должны все, ведь сегодня хватают украинцев, завтра будут хватать евреев, потом россиян».

После акции протеста Иван Дзюба, Вячеслав Чорновил были уволены с работы, а Василий Стус исключен из аспирантуры. Вскоре после этого началась новая волна арестов. По словам диссидента Василия Овсиенко, именно во время премьеры фильма Параджанова Стус впервые публично заявил о своей гражданской позиции. С этого момента начались 20 крестных лет Василия Стуса, которые завершились гибелью в концлагере 4 сентября 1985 года.

Через 45 лет после премьеры зал киевской «Кинопанорамы» перед началом показа фильма тоже был переполнен. Большинство собравшихся — киевские школьники. Вместо диссидентов они слушали mp3-проигрыватели. Что это? Потеря связи поколений, вместе с которой теряется наследственность традиций, в частности и в искусстве? Кто виноват? Наверное, не 15—16-летние. Государство вместо этого поддерживает отечественный кинематограф, скорее, для отвода глаз. «Телекритика» сообщает, что действующий Кабинет Министров выделил семь миллионов гривен на создание и распространение национальных фильмов. По мнению режиссера Михаила Ильенко, на эту сумму можно создать только один полноценный фильм. Значит, национальной киноиндустрии в Украине не существует как таковой. Соответственно, сегодня вряд ли можно ожидать появления следующих «Теней забытых предков»...

Виктория СКУБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ