Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Актуальная статистика — как составляющая успеха агросектора

Будем ли и мы иметь учет европейского образца?
31 августа, 2010 - 18:53

Этот почти риторический вопрос можно перефразировать в вопрос более высокого порядка: будем ли мы иметь сельскохозяйственную политику европейского образца? Ведь известно — до 60% всех вопросов и финансов ЕС касаются сельского хозяйства и сельских территорий в специально оформленных политиках: общей аграрной политике и политике развития сельских территорий.

Но попытаемся отойти от общего вопроса к конкретике. Что нужно для того, чтобы сформировать хорошую хозяйственную политику? Очевидно, в первую очередь — объективная информация. Без информационной базы, без реального понимания того, что делается в аграрной сфере, невозможно формировать сначала стратегию, потом концепцию, а позже — собственно аграрную политику и программы по ее реализации. А в сельском хозяйстве складывается странная информационная развилка: большая часть продукции пока производится в личных хозяйствах, а статистка традиционно сосредоточивает свое внимание на сельскохозяйственных предприятиях. Но это еще не все — достоверность статистических данных если и изменилась, то только в сторону неполной объективности. Однако статистика по определению не может дать всех данных для разработки аграрной политики — необходимы экономические показатели, которые не попадают в официальную отчетность. А информация должна хотя бы репрезентативно охватывать всех производителей.

В Европе для этого нашли интересный, оригинальный и довольно действенный выход из ситуации. В большинстве стран функционирует европейская система сбора и накопления экономической информации — FADN. С целью информационного обеспечения аграрной политики ЕС Европейской комиссией (ЕК) в 1965 году было принято решение о создании единой системы сбора, обработки и использования информации о сельскохозяйственных производителях — FADN (англ. — Farm Accountancy Data Network). Действие этой информационной системы распространялось на страны-участницы ЕС, поэтому по мере расширения сообщества география ее действия значительно расширялась. FADN, наряду с ЕвроСтатом (EuroStat — главное статистическое агентство ЕС) и другими вспомогательными информационными системами, является одним из главных инструментов формирования, мониторинга и контроля над введением ОАП ЕС. Сегодня FADN действует в 27 странах Европы и охватывает более 90 тысяч так называемых тестируемых субъектов хозяйственной деятельности. Основными задачами FADN являются: сбор, накопление и обработка экономической и прочей хозяйственной информации по тестируемым субъектам; ежегодная оценка экономических результатов и состояния сельскохозяйственных производителей; анализ результатов деятельности сельскохозяйственных производителей; оценка и прогноз возможных последствий аграрной политики, особенно ее новых элементов, изменений, дополнений.

Основой европейской системы сельскохозяйственного учета являются тестируемые хозяйства и предприятия. Специальным образом отбирают такое количество всех типов и видов аграрных производителей, чтобы они адекватно отображали общую ситуацию по стране. Как и принято в демократическом мире с рыночной экономикой, участие сельскохозяйственных производителей в FADN является добровольным и оплачиваемым. Все, что производитель считает, учитывает, рассчитывает — стоит определенной суммы. Известно, что когда что-то делаешь за деньги, то ответственность, качество и достоверность будут расти. Людей, ведущих учет, обучают и обеспечивают необходимыми бланками, связью и компьютером.

Есть еще несколько важных принципов: данные учета FADN по отдельному производителю являются тайными и не подлежат разглашению (в том числе в налоговой и других сферах), а учет ведется по единой для всех стран методике без каких-либо исключений. Разглашению подлежит лишь статистически обработанная информация, из которой нельзя вывести никакой индивидуальной характеристики или показателя.

Тестируемые хозяйства и предприятия периодически подают необходимую информацию в закодированной форме в региональные центры FADN. Региональные центры создаются на уровне NUTS-II (отечественный аналог — область, регион). Основной формой отчета являются т.н. стандартные результаты в форме таблиц (всего их 14). После обработки таблиц, начиная с регионального уровня, можно получить дополнительно такую информацию: описание выборки субъектов исследования; избранная информация о производстве; стоимость продукции; затраты производства и налоги; доплаты и субсидии; сальдо — доплаты/налоги; доход на субъект хозяйственной деятельности; доход на лицо; годовой итоговый баланс; финансовые показатели.

На основе стандартных результатов сельскохозяйственной деятельности определяется множество показателей и параметров, необходимых для оценки результативности аграрной политики на местном, региональном, национальном и союзном уровнях. Одним из важных параметров, роль и значение которого существенно отличается от привычных и приемлемых на постсоветском пространстве показателей экономической эффективности, является показатель экономической результативности. Ведь в условиях сплошного и многоуровневого дотирования и экономических преференций в странах ЕС уровень рентабельности свидетельствует не только об эффективности производственно-коммерческой деятельности, но и об эффективности и результативности экономической поддержки.

Региональные центры передают обработанную информацию в Национальный центр, как правило — в специализированное подразделение Научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства. Национальные центры отправляют информацию в центральный офис в Брюсселе, а также распространяют ее среди национальных институций. Практически любой может получить в национальном офисе хранящиеся там обобщенные и обработанные данные. Важно заметить, что все расходы по подготовке, введению и ведению FADN, даже относительно стран, не входящих в ЕС, берет на себя объединенная Европа. То есть это удовольствие, за которое мы не платим. Почему не попробовать?

Наверное, многие пользователи экономической информации будут рады ее диверсификации и унификации. Ведь уже сейчас несколько иначе определяют многие привычные для нас показатели. Например, о размере производителя свидетельствует вовсе не площадь землепользования или имеющееся поголовье, а так называемая сумма стандартной добавленной стоимости. А как же при определении эффективности не учитывать значительное количество помощей и преференций? Тогда часто оказывается, что «отцом» успеха является не только хозяин, но и государственный бюджет.

Существует множество аргументов, свидетельствующих о необходимости постепенного введения системы FADN в украинском сельском хозяйстве. Еще задолго до вступления в ЕС постсоциалистические страны Центральной и Восточной Европы апробировали с пользой для собственных экономик эту информационно-учетную систему. Поскольку Украина официально признала необходимость и неотвратимость европейской интеграции, присоединение к FADN является нужным и обязательным. Это будет способствовать так необходимой и уже наболевшей унификации аграрной политики ЕС и Украины. Для введения FADN нет никаких методологических и экономических препятствий, поскольку принципы и методика ведения учета приближены к существующим на сельскохозяйственных предприятиях. Других участников системы можно эффективно научить и проконсультировать на первых порах, возможно, даже с привлечением студентов-старшекурсников. Благо, бухгалтеров мы готовим много. Наконец, появление еще одного источника информации, достоверного и апробированного по общепризнанной на всем европейском континенте методике, будет способствовать унификации хозяйственных систем, создаст условия для сравнимости экономических показателей.

Юрий ГУБЕНИ, доктор экономических наук, профессор, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ