Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Переходим на велосипеды?

Чтобы уменьшить влияние на окружающую среду, эксперты советуют развивать экологические виды транспорта
18 августа, 2010 - 18:50

Вопрос изменения климата сегодня один из наиболее актуальных как для Украины, так и для всего мира. Экологи следят за каждым шагом государства, который делается в направлении борьбы с последствиями климатических изменений. Недавно 22 неправительственные экологические организации провели заседание специальной рабочей группы, на котором обсудили плюсы и минусы проекта Транспортной стратегии Украины до 2020 года, которую разрабатывает Министерство транспорта и связи Украины. Основное требование экологов — учесть в стратегии проблему изменения климата.

— Транспорт отвечает за 12% от общего количества выбросов парниковых газов в Украине, — комментирует Кристина Рудницкая, координатор программы по изменению климата Национального экологического центра Украины. — Однако в проекте стратегии влияние транспорта на проблему изменения климата не учтено. Украина ратифицировала Киотский протокол в феврале 2004 года. Как индустриальная страна с переходной экономикой, Украина должна прилагать усилия для уменьшения выбросов парниковых газов. Согласно заключениям Межправительственной группы экспертов по изменениям климата, индустриально развитые страны должны сократить выбросы парниковых газов на 25—40% от уровня 1990 года до 2020 года и на 85—90% — до 2050 года. Украина должна стабилизировать выбросы парниковых газов до 2020 года на уровне 2008 года.

По мнению специалистов, приоритет в транспортном развитии страны стоит предоставить наиболее энергоэффективным и наименее загрязняющим средствам передвижения — сделать общественный транспорт более удобным, регулярным и надежным, призывать меньше пользоваться авто- и авиатранспортом, а на короткие расстояния передвигаться пешком или на велосипеде.

— Нужно заметить, что в стратегии учтен экологический аспект влияния транспорта, установлена цель снижения выбросов вредных веществ на 30%. Но в то же время не прописаны этапы и даты реализации большинства проектов, что может привести к затягиванию выполнения стратегии и недостижению поставленных целей, — продолжает Кристина Рудницкая. Также экологи советуют частным перевозчикам делать ставку на большие автобусы, трамваи, троллейбусы и отказаться от маршрутных такси. Ведь чтобы перевезти то же количество людей, маршруток придется пускать намного больше, что повышает количество выбросов и создает заторы на дорогах.

— Важным аспектом уменьшения использования транспорта, а соответственно и выбросов, является рациональное планирование и расположение инфраструктуры городов, чтобы минимизировать необходимость ежедневно преодолевать длинные расстояния, — объясняет эксперт по изменению климата Национального экологического центра Украины Ирина Ставчук. — Также главные станции поездов, метро, автобусов, места парковки должны быть приспособлены для пересадки из машин на общественный транспорт. Еще мы советуем разработать специальный метод, который позволит сравнивать экологическое влияние разных видов транспорта и направлений и использовать его во время планирования прокладки каждого транспортного пути. На наш взгляд, важны не только экономические показатели, но и, в первую очередь, влияние каждого проекта на окружающую среду. Для стимулирования приоритетного развития экологических и энергоэффективных видов транспорта как альтернативы индивидуальному транспорту стоит особые усилия приложить к информированию населения о негативных общественных и экологических последствиях. Поэтому мы предлагаем прибавить к проекту стратегии пункты о распространении такой информации и проведении информационных и социальных кампаний.

Среди прочих предложений экологов — ввести в Украине экологическое вождение. По словам Кристины Рудницкой, важной составляющей уменьшения парниковых газов является способ управления транспортным средством. Во многих странах мира введено обязательное обучение экологическому стилю вождения, что дает возможность уменьшить выбросы парниковых газов до 40%. А все благодаря тому, что водители используют более качественное топливо, которое соответственно содержит меньшее количество свинца, серы и других вредных веществ, вырабатывают определенную манеру вождения, когда не жмут на газ просто так, без лишней надобности, или же придерживаются той скорости, при которой тратится наименьшее количество топлива (для каждого вида авто она своя). Кажется, правила несложные, и каждый из украинских водителей сможет их соблюдать, было бы желание.

Теперь экологические организации передадут свои пожелания и рекомендации Министерству транспорта и связи Украины с надеждой, что их все же учтут. Ведь речь идет об экологическом будущем Украины.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ