Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Праздник духовной музыки под открытым небом

как побуждение к размышлениям
22 июля, 2010 - 19:56

Прошло уже немного времени, как накануне праздника Троицы ворзельчане и гости, которые пришли на центральную площадку ЦК «Уваровского дома», получили уникальный музыкальный подарок «Утренняя Заря» — концерт духовной музыки, организованный ворзельской молодежной организацией «Первый шаг». Но впечатления от этого события настолько побуждают к размышлениям и услаждают эмоции, что возникло безудержное желание описать как это событие, так и его воздействие на слушателей.

К нам пожаловал хор всеукраинской христианской ассамблеи под руководством Елены Сидоровой, опытного дирижера-хормейстера с дипломом Киевской консерватории. Звучали произведения Кирилла Стеценко «Верую», Н. Вербицкого «Отче наш», Бетховена «Гимн радости», Д. Бортнянского «Многая лета». Произведение Н. Лысенко «Боже великий, єдиний, нам Україну храни» был исполнен с таким воодушевлением, что воспринимался как живая молитва! В исполнении участника конкурса «Україна має талант» Валентина Лысенко украинская бандура очаровала нас неповторимым звучанием струн, которое напомнило украинские орнаменты вышивок.

Валентина Паражан, финалистка телеконкурса «Шанс», исполнила песню Олега Маевского «Теплый дождь» — и действительно, душа как будто согрелась от благодатных слов теплых пожеланий и уверенности в том, что Сам Творец согревает и тебя, и всю Украину. Светлана Сигида, солистка христианского хора церквей Ирпенского района, обладающая оперным голосом удивительного тембра, исполнила балладу неизвестного автора «Пасха», актуальную в наше время для каждого человека! В завершение концерта христианский бард Одиссей Шерасов с такой экспрессией исполнял собственные песни, что у многих слушателей выступали на глазах слезы.

Музыка — вид искусства, которое отображает как окружающий, так и внутренний мир человека, которому нужно как первое (окружающее), так и второе (внутреннее). Из психологических наблюдений известно, что дети в раннем возрасте воспринимают мир по большей части в единых образах, непосредственно, то есть буквально. Именно поэтому они лучше усваивают учебный материал, который подается в игровых, визуальных, звуковых, осязательных и других формах.

С развитием личности ум человека становится каждый раз глубже и стремится проникать в суть вещей, отыскивать причины бытия и связь между явлениями. Примером и результатом такой, можно сказать, духовной деятельности является математика: она не существует в природе видимо в формулах или цифрах. Знаковый язык математики — результат интеллектуальной способности человека. И что интересно, результат не причудливый, но абсолютно реальный. Она является примером того, как дух (составной частью которого является и мысль, и воля, и эмоциональность) воплощается и материализуется. Таким образом, духовность в этом случае является сферой, в которую человек входит благодаря деятельности как ума, так и отборочной эмоциональности. Почему мы говорим отборочной? Потому что эмоциональность может нести как позитив, так и негатив: один эмоционально хочет, например, убийства, а в другого душа страдает от самого упоминания о насилии.

В европейской культуре, к которой принадлежит и Украина, в общих чертах принято относить к разряду «духовных» произведения религиозного содержания, и не любой религии, а именно христианской. Молитва, размышления о величии Бога, о Его делах, о Рождестве Спасителя, о Его морально-этическом учении, о страдании и распятии, о воскресении и вознесении, о жизни святых и покаянии людей — вот перечень некоторых основных направлений тематики духовной музыки. На первом плане в этих произведениях выступает не столько сама музыка, сколько смысл слова, которое раскрывает позитивность христианского учения. Любовь, свет, мудрость, бессмертие — они абсолютно совершенны были, есть и будут вечно. Вольфганг Гете, немецкий философ, поэт и драматург, когда-то говорил: «Совершенство — норма неба, достигать совершенства — норма человека». Придерживаясь такого подхода, легко отличать библейские, христианские ценности от псевдодуховности, что маскируется нередко даже под подобными абстрактными определениями, но с измененной сущностью. Подмена как раз часто осуществляется в фундаменте.

Так, например, знаменитый немецкий композитор Рихард Вагнер написал «символ веры», который лишь внешне напоминает христианские определения, но по содержанию не имеет с ними ничего общего:

«Верую в Бога, Моцарта и Бетховена, а также в их учеников и апостолов; верую в Святого Духа и истину неделимого искусства; верую, что искусство вытекает из Бога и живет в сердцах всех просветленных людей; верую, что тот, кто хотя бы раз попробовал возвышенное наслаждение этого высокого искусства, тот навечно должен остаться верным ему и никогда не может его предавать; верую, что все освящаются этим искусством, а потому каждому разрешено умереть за него; верую, что смерть глубоко осчастливит меня; верую, что здесь, на земле, я был диссонирующим аккордом, который может благородно и чисто развязаться лишь через мою смерть. Верую в судный день, когда будут прокляты все те, кто осмелился в этом мире заниматься ростовщичеством высокого чистого искусства, которое они марали и унижали в результате испорченности своих сердец и низких страстей их чувств; верую, что в вечности судьба таких — слушать свою музыку. Верую, что, напротив, сторонники высокого искусства будут упокоены в небесном сиянии солнца, будут преобразованы в благом звучании туч и в вечности соединятся с божественным источником всякой гармонии. Пусть будет ко мне явлена милость! Аминь» (из книги: Вернер Гитт. «А другие религии?» 4-е издание на русс. языке, Берлин, 1996, стр. 36—37).

Невооруженным глазом видно, что Вагнер путает грешное с праведным, иронически искажает христианское учение, пренебрегает логическими законами, произвольно изменяет объем понятий, не уточняет значения слова в случаях его многозначительности — все признаки софистики как способа логического обмишуривания! Боготворить то, что не является в сущности божественным, — признак всех тоталитарных и насильственных систем. Вспомним египетских фараонов, римских императоров, в известной мере, римских пап с их «неприкосновенностью». История могла бы нас научить мудрости, но кто-то сказал: «История потому повторяется, что люди пренебрегают ею».

Какие же выводы можно сделать из этих размышлений? Во-первых, пусть чаще выступают солисты и коллективы духовной музыки; во-вторых, шире освещать такие концерты в местной печати и заблаговременно подавать хорошую рекламу; в-третьих, изучать нашу христианскую культуру и христианское учение, чтобы распространять и улучшать поиск духовности украинского народа, а молодого поколения в первую очередь; в-четвертых, не быть слишком доверчивым без пристального исследования и логической проверки того, что мы слушаем, куда оно направляет наше сознание. Так же, как в торговой сети продается некачественный товар с хорошими ярлычками, так и под маркой «духовности» в наше время информатики и инновационных технологий распространяются неправдивые учения, которые неопытный слушатель легко может принять за «истину».

Хочется выразить благодарность администрации Ворзельского поселкового совета и ворзельской молодежной организации «Первый шаг» за организацию концерта «Утренняя Заря». Надеемся на новые творческие встречи на вашей сказочной земле и на новые размышления о нашем житье-бытье, в котором каждый должен найти собственный путь к духовности.

Ю. БАЦЕНКО, композитор, бакалавр теологии
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ