В настоящее время в сельской местности проживает свыше 30% населения Украины, или же свыше 14 миллионов человек — фактически треть страны. Уже стало правилом вспоминать о селе тогда, когда критическая масса неудовлетворения угрожает целости тех или иных должностных лиц. Так случилось и недавно, когда после гибели двух младенцев в Тернопольской и Винницкой областях из-за острого нитратного отравления премьер-министр Николай Азаров выдал сомнительное относительно выполнения распоряжение: в течение двух месяцев проверить состояние колодцев во всех областях Украины. Сегодня, мы будем говорить о питьевой воде — насколько она чиста и безопасна и что можно сделать, чтобы вода в колодцах опять стала источником жизни, а не смертельной опасностью?
НИТРАТНАЯ УГРОЗА
Одним из факторов, который делает «живую воду» «мертвой», являются нитраты. Превышение их содержания в составе воды приводит к тяжелым заболеваниям, в частности к водно-нитратной метгемоглобинемии, которая может стать причиной смерти. Особенно остро эта проблема ощущается в украинских селах. Нитраты — это соли азотной кислоты, которые и раньше поступали в организм человека и животных, ведь их содержание в почве является элементом минерального питания растений. Сегодня они попадают в воду из-за избыточного потребления и неправильного хранения минеральных и органических удобрений в сельском хозяйстве, из-за работы больших промышленных объектов, где используют нитратные соединения солей азотной кислоты, из-за недостаточно очищенных стоковых вод, из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм при обустройстве колодцев (ведь отходы жизнедеятельности животных и человека содержат значительное количество нитратов).
Нитраты быстро всасываются в желудочно-кишечный тракт, попадают в кровь и разносятся по всему организму. Когда дозы превышают допустимые нормы, возникает острое нитратное отравление. Безопасной для человека дозой нитратов является 150—200 мг в сутки, предельно допустимой — 500 мг, токсичной — свыше 600 мг. Для детей эти нормы значительно ниже.
Ученые доказали: при постоянном употреблении воды с превышенным содержанием нитратов со временем возникают такие заболевания, как рак желудка, увеличение щитовидной железы, нарушение функций нервной и сердечно-сосудистой систем. Кроме того, соединения азота и нитратные ионы принадлежат к мутагенным веществам, которые приводят к генетическим нарушениям. В организм человека нитраты чаще всего попадают с едой и водой: с водой и овощами поступает от 75 до 90% от общего количества нитратов.
ЗОНА НАИБОЛЬШЕГО РИСКА
Наибольшее содержание нитратов, что часто в десятки раз превышает допустимую норму, наблюдается в питьевой воде сельской местности. Это вызвано тем, что вода в селах фактически не подлежит контролю. СЭС, которые проверяют состояние питьевой воды в Украине, не имеют ни человеческих, ни финансовых ресурсов для того, чтобы контролировать воду в частных колодцах. При этом, согласно официальным данным, 78% сел не имеют централизованного водоснабжения. Используя питьевую воду из колодцев, каптажей, копанок, которые имеют глубину 1,5—6 метров и наполняются грунтовыми водами, крестьяне потребляют вместе с водой остатки удобрений, нитратов и болезнетворных организмов из стоковых и выгребных ям, свалок.
Сегодня сельское водоснабжение находится в кризисном состоянии — фактически разрушена и почти полностью в запустении вся водопроводно-канализационная инфраструктура, очистительные сооружения, технологии очистки и обеззараживания обветшалые и неэффективные, исчезают специализированные организации по обслуживанию сельских водопроводов, канализаций и колодцев.
Говорит Валерий Маляренко, первый вице-президент «Украинской водной ассоциации»: «Имеем обветшалые очистительные сооружения и инженерные сети. Поэтому воду в любом случае нужно доочищать. Чтобы привести в надлежащее состояние коммунальное хозяйство страны, нужно сотни миллиардов гривен, что на фоне отечественного бюджета и задолженности в оплате за коммунальные услуги выглядит фантастикой».
Не меньшей проблемой является низкая санитарно-гигиеническая культура самих крестьян. Традиционной для украинских сел является ситуация, когда за несколько метров от источника питьевой воды находятся навозные ямы, туалеты, выгребные ямы, которые отравляют воду нитратами и болезнетворными бактериями. Если раньше крестьяне чистили колодцы каждый год, то сегодня это делают буквально единицы. Свой «взнос» в дело загрязнения питьевой воды вносит и сельское хозяйство, которое использует пестициды, содержащие нитратные соединения. Поэтому и неудивительно, что от загрязнения нитратами страдает почти вся территория Украины, включая, казалось бы, чистый Карпатский регион и Крым.
«Проблема загрязнения питьевой воды является актуальной сегодня, и особенно в сельской местности, где раньше использовались химические удобрения, имеющие нитраты в своем составе; почти везде колодцы, шахтные копанки имеют загрязнения, которые превышают норму в десятки раз. Наибольшая угроза нитратного загрязнения в тех регионах, где широко использовались нитратные удобрения в сельскохозяйственных целях: Полтавский, Киевский, Черкасский регионы являются наиболее загрязненными. Воду загрязняют и сами крестьяне. В одном из сел Западной Украины я наблюдала картину: колодец, из которого берет воду половина села, а за несколько метров от него — большая куча навоза. Может ли такая вода быть безопасной?» — рассказывает заслуженный работник коммунального хозяйства Владимир Скупченко.
МАСШТАБЫ ПРОБЛЕМЫ
Игнорировать проблему загрязнения питьевой воды — это готовить почву для экологической катастрофы. По результатам исследований, количество нитратов в питьевой воде фактически всех регионов сельской местности часто превышает допустимые показатели на 10—20%. Таким образом, вода в большинстве колодцев является непригодной для питья. Такое превышение нитратов приводит к трагедиям: в целом по Украине в каждой области от нитратного отравления ежегодно умирает 10—12 младенцев.
Чтобы представить масштаб проблемы, которую правительство планирует решить за два месяца, рассмотрим один район Киевской области. Главный врач Макаровской районной СЭС В. Тарасенко рассказывает: «Мы обеспокоены необходимостью в короткие сроки провести паспортизацию всех источников в районе. В одном нашем районе — 8067 колодцев. Сегодня человеческие и материально-технические ресурсы позволяют нам делать 10 анализов в день. Чтобы проверить все колодцы района, нам нужно очень много времени и немалые средства».
Анатолий Яцик, директор Украинского научно-исследовательского института водохозяйственно-экологических проблем, утверждает, что даже говорить о какой-то общей статистике относительно превышения уровня нитратов в колодезной воде трудно — это то же, что спросить среднюю температуру по больнице, ведь содержимое нитратов в воде в одном и том же селе может быть абсолютно разным в каждом конкретно взятом колодце.
«Я помню, был такой случай, когда в Киевской области пробили скважину, где в воде содержимое нитратов в 30 раз превышало норму», — говорит Анатолий Яцик. Следовательно, в проверке нуждается каждый колодец.
Как рассказывает Анна Цветкова, координатор направления «Питьевая вода и санитария» Всеукраинской общественной организации «МАМА-86», которая уже около 10 лет занимается проблемой загрязнения питьевой воды нитратами, стоимость одного развернутого анализа воды — около 500 гривен. Раньше была возможность использовать более дешевый и быстрый способ — экспресс-анализы, которые стоили в десятки раз дешевле и делались за минуту. Однако сегодня их уже не изготовляют в Украине, а за границей они не закупаются. Арифметика простая: в одной области в среднем около 30 районов, а приблизительное количество колодцев в районе — восемь тысяч. Умножьте количество колодцев на тридцать, и умножьте на 24 (количество областей). А теперь умножьте эту сумму на 500 (стоимость анализа). Возникает вопрос: заложена ли эта астрономическая цифра в бюджете Украины на 2010 год? Ответ: нет.
ВЫХОД ЕСТЬ?
Ввиду больших сомнений в реализации идеи, возникает вопрос: а как же быть? Один из шагов к решению этой проблемы сделала Полтавская СЭС: ее специалисты активизировали информационно-просветительскую работу среди специалистов и населения и обязали каждую беременную женщину, которая становится на учет, вместе с другими документами предоставить результаты анализа воды, которую она использует в быту, на содержимое нитратов. Стоимость анализа для будущей мамы составила незначительную сумму. Благодаря этому мероприятию уже в следующем году показатели острого нитратного отравления среди младенцев существенно уменьшились.
Инициатива полтавцев — пример поиска выхода из ситуации по экологической проблеме, которая десятилетиями, год за годом, набирала критический вес. Специалисты, которые занимаются проблемой загрязнения питьевой воды, убеждены — это следствие длительной деградации системы охраны окружающей среды.
«К сожалению, в Украине до сих пор нет нормативного документа, который бы четко разграничивал ответственность контроля за качеством питьевой воды, — рассказывает Владимир Скупченко.— В соседней России уже давно действует норматив, который называется «Питьевая вода и водоснабжение населенных пунктов из нецентрализованных источников снабжения», в котором законодательно определены нормы состояния колодцев и качества воды. У нас же нет подобных норм. Нужен законодательный документ, который четко определит эти требования. Там должно быть все четко расписано: когда брать воду, сколько раз брать воду, кто должен отвечать за санитарное состояние колодца, если им пользуется большое количество потребителей, кто вообще является ответственным за состояние воды в каждом регионе. Нужно навести порядок в этой сфере, ведь то, что в настоящий момент происходит, ненормально».
То есть говорить о решении проблемы без развернутой государственной стратегии не имеет смысла. И точечные действия, наподобие распоряжения правительства о проверке питьевой воды, не подтвержденные ресурсами и целостным видением проблемы, вряд ли будут эффективными. Во время пресс-тура «Младенцев убивают экологические неурядицы», организованного «МАМА-86», который наглядно показал состояние питьевой воды в одном из сел Киевщины, президент Анна Голубовская-Онисимова озвучила позицию общественной организации: «Первое, что должно обеспечить государство — своевременное и полное информирование граждан относительно экологических вопросов, а также возможность принимать участие в разработке и принятии решений, которые касаются вопросов окружающей среды, как это гарантирует нам Оргусская конвенция».
Специалисты утверждают: есть немало способов решения проблем доступа к качественной питьевой воде в селах. Можно отремонтировать водопровод и установить систему локальной доочистки воды, отремонтировать общественный колодец, которым пользуется большинство населения, почистить колодцы и оборудовать новую скважину, можно провести обеззараживание воды с помощью рапы или проложить новую ветвь водопровода. Препятствием к воплощению этих необходимых мер является отсутствие государственной стратегии.
«Мы считаем, что единственным путем срочного ограждения младенцев от нитратного загрязнения питьевой воды является системное и финансово обеспеченное внедрение ряда мероприятий — активного информирования и повышения уровня осведомленности владельцев индивидуальных колодцев относительно рисков, связанных с загрязнением питьевой воды, обеспечения санитарно-эпидемиологических служб средствами проведения экспресс-анализов и внедрения обязательного осуществления анализа питьевой воды на содержимое нитратов для беременных женщин и детских учреждений в населенных пунктах с децентрализованным водоснабжением», — говорит Анна Голубовская-Онисимова.
Когда задумываешься над масштабами проблемы загрязнения питьевой воды, она кажется слишком запутанной, запущенной и сложной. Однако она все же имеет решение. И необходимое условие для решения проблемы — преодоление старой инерции действий, в том числе и осознание собственной причастности к каждой проблеме, которая возникает в нашей стране.