Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему дети стают более агрессивными

Влияет телевиденье, компьютер, а самое главное — пример взрослых
19 июля, 2010 - 20:17

В прошлом году многие СМИ, в том числе газета «День» (в материале «Наши отражения»), писали о том, что в Донецкой области ученики избили учителя. Сейчас в интернете гуляет ролик, в котором снято, как якобы ученик показывает стриптиз якобы учительнице. «Якобы» — потому что так написано на российском сайте 5-tv.ru и пока журналисты с этим не «разобрались», как обещали. Об этом «Дню» написал учитель-методист высшей категории (украинский язык и литература) средней школы № 285 в Киеве Олег Вербовый: «...перед учительницей и всем классом какой-то патлатый «шпындык» из 9—11 класса устроил стриптиз под музыку, раздевшись догола. Меня поразило то, что я увидел, потому что в школе преподаю уже 15 лет».

Понятно возмущение учителя и его сочувствие к коллеге, которая не «смогла прекратить это шоу», как и желание наказать ребенка. Но не слишком ли? «Раньше подобный «талант» ждала детская колония и пятно на всю последующую жизнь (возможно, и хорошо — чтобы другим не хотелось...). Тогда и преступлений меньше было...». Но вот только кому стало легче от того, что у кого-то было пятно на всю жизнь? Разве что системе, которая благодаря колониям и «пятнам» держала в кулаке общество. Кому польза от того, что у ребенка из-за какого-то его демарша сломана жизнь? Ведь то, что характерно для современного общества — покорность, патерналистские настроения, безынициативность, цинизм, жестокость — это следствие как раз такого системного воспитания, когда учитель был всегда прав, а лучшей чертой ученика было послушание. Воспитывать на страхе, на боязни чего-то («чтобы другим было неповадно») — именно так воспитываются роботы.

«Семьдесят лет под большевиками привели к тому, что в стране сформировалось население, наученное только выслушивать приказы и их исполнять», — считает российский социолог А. Богун. Слава Богу, нынешние дети уже не такие и с детского садика учат права, записанные в Конвенции ООН о правах ребенка (еще учат...).

Каждый ребенок, даже отпетый хулиган, даже тот, на кого уже махнули рукой (особенно такой), хочет быть услышанным и понятым. Другое дело, что взрослым это далеко не всегда удается (кто-то оскорбил, нанес травму, предал, и ребенок замкнулся в себе). Демонстративное поведение ребенка, подростка — это желание привлечь к себе внимание, это вызов, протест против отношения к себе. Прежде всего. Не воевать же с детьми! Московский психотерапевт Виктор Каган пишет, что если до сердца такого «колючего» парня достучаться, то лучшего и более преданного друга не найти.

Психологи давно отмечают, что учителям нужно переходить от отношений, когда учитель ведет себя как всезнающий, а ученик должен слушать и выполнять, к отношениям партнерским. «Если раньше учителя и вообще взрослые могли как-то диктовать детям, что делать, то нынешнее поколение уже настолько другое, что просто по команде они действовать не могут, как и не хотят покоряться своеволию взрослых. Такой стиль общения с современными детьми уже не работает. Нам нужно менять образовательно-воспитательные подходы — нужно договариваться. Но педагогическая система, действующая сейчас в наших школах, не оправдывает себя, так как в педагогической среде продолжает существовать подход к детям не как к равным, а как к нижестоящим, подчиненным. Дети это очень чувствуют, ведь у них обостренное чувство справедливости. Дети требуют к себе такого отношения, которое предполагает уважение к их опыту», — считает психолог Екатерина Овчарек.

Еще раз о наших отражениях. «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива...» Как бы ни было оскорбительно учительнице, она должна спросить себя: что она сделала, что ученик так поступил по отношению к ней, что ей нужно изменить в себе, в своем поведении, в общении с детьми. Ведь все педагоги знают, воспитание — это процесс взаимный.

«Вышеупомянутая ситуация тоже, к сожалению, учит этого ребенка. Чему? Отвечу. Она учит тому, что и в государстве, как и в этой школе, можно себе позволить подобное поведение в разных проявлениях, потому что по причине отсутствия нормально и честно действующих законов все равно не будешь за это наказан (примеров тому тьма, да еще и как они афишируются, рекламируются во множестве передач, фильмов — как здесь самому не попробовать...), — продолжает учитель Олег Вербовый. — Так же, как и бесправный учитель тебя не сможет наказать с заткнутым демократическими лозунгами ртом, типа «это выражение личности», «найди путь к сердцу ребенка», так и государство в будущем не накажет. «Найди путь к сердцу ребенка»... Обыскались путей!»

Все правильно — найди путь к сердцу ребенка. Сухомлинский как говорил? «Сердце отдаю детям» — вот это правильный путь. И все-таки не «ситуация учит ребенка, что в школе он может себе позволить поведение в разных проявлениях», а дети — уже научены. Их уже научили взрослые (родители, соседи и все, с кем они общаются) — хамству, безответственности, цинизму, безразличию. Мы, взрослые, — причина поведения детей, а не наоборот. И на нас лежит ответственность за то, почему дети ведут себя так и иначе. И если наказывать детей, а взрослые будут оставаться всегда правыми, к чему это приведет? Зло порождает зло, ненависть порождает ненависть.

Возможно, нашим учителям лучше побольше общаться с психологами, потому что совсем неприятно читать, как пишет Олег Валериевич Вербовый, что «молчание и невозможность правильно реагировать на подобное — разрешение подобным ситуациям развиваться дальше, только в больших масштабах. Скоро подобные «шпындыки» начнут насильственно привлекать к своему «стриптизу» и учителей. А может, это все делается сознательно?.. Сознательно воспитываются именно такие выродки. Сознательно создаются максимально хорошие условия для их развития. Мол, «свободное развитие личности...»

Дальше учитель приводит комментарии людей (очевидно, ровесников «стриптизета»): Вот дети пошли!!:); *упал от ржача...* согласен с тобой полностью...))); Порадовало!! Молодец парень! Без комплексов)); У нас тоже нечто похожее было, но там наши бабы над мужиком преподом так стесались; Не знаю, я бы его в дурдом отправил... Я представляю, как эта училка достала, раз детки такое учудили...но в любом случае я бы его наказала. Нахал! Блин, вообще кайф — я этого пацана абажаю!

И это тоже пишут чьи-то дети...

КОММЕНТАРИЙ

Оксана ОНИЩЕНКО, педагог, победитель конкурса «Учитель года»:

— Хамство — это проблема общества, а дети ее отражают. К сожалению, наши дети на примере взрослых видят, что хамство — это норма жизни. Но каждый из нас с детства помнит, что есть учителя, которым можно нахамить, а есть такие, которым ни язык не повернется сказать что-то плохое, ни рука, тем более, не поднимется. Это учителя, которых уважают. Мы не знаем, что случилось в этом случае, как этот учитель работал с детьми, — ситуация вырвана из контекста. Это работа психологов. Я, конечно, не оправдываю ребенка, но с ним нужно работать. Он должен осознать, что это не нормально. Думаю, что это был какой-то его протест.

Учителя, которые в настоящее время отрицают новые реалии педагогики, не отошли от советских стереотипов. Мы не можем недемократически относиться к детям, потому что сегодня другая жизнь. Нам нужны не послушные роботы, а дети-личности. Нужно говорить о профессионализме учителя и его профессиональном уровне. Жестокость не решила бы проблему, потому что жестокость — это та купюра, которую воспитанники приберегут для этого же учителя. Суровыми методами мы можем испугать ребенка, но повлиять — никак. Так учитель строит между собой и ребенком стену: главное для него, чтобы ребенок пришел на урок, тихо отсидел и ушел. А то, чем живет ребенок, что причиняет ему боль, — ему безразлично. Те педагоги, которые выступают за суровые методы воспитания, таким образом прикрывают свой страх перед новым, перед современным обществом и детьми, которые требуют чего-то другого. Если бы парень поступил так по отношению ко мне, то я бы точно не «наезжала», а поставили бы ребенка на место острым словом или шуткой — чтобы разрядить ситуацию. А затем уже поговорила бы с ребенком — в чем дело. Но сделала бы это без директора или родителей.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ