Международный валютный фонд (МВФ) заявил о готовности выделить Украине кредит в размере 14,9 миллиарда долл. Взамен он требует немедленного проведения правительством экономических реформ. Во что трансформируется нынешняя экономическая система Украины после реформирования? И какие из реформ, обещанных экономическим блоком правительства, уже начались? Об этом «День» спросил заместителя главы партии «Сильная Украина», куратора экономического блока вопросов Константина БОНДАРЕНКО.
— Не считаете ли вы, что новая власть только говорит об изменениях, но дальше слов дело пока не пошло? Много ли важных экономических реформ уже началось?
— Любая реформа начинается только после приобретения статуса закона. Сегодня для экономического реформирования разработан ряд законопроектов, но они еще лежат в парламенте. На мой взгляд, главные реформы должны быть нацелены на ликвидацию трех китов, на которых держится вся коррупционная система Украины. Первый кит — раздутость чиновнического аппарата. И административная реформа радикально сократит его численность. Второй кит — отшлифовать механизмы регуляторной политики, чтобы за получение разрешения человек не платил взятки и не бегал по ста кабинетам, а пользовался единым окном. И третий кит — сократить количество проверяющих структур, которых сегодня более 30.
— А что же в данный момент мешает проводить реформы: исполнительная и президентская вертикаль подчинены одной цели и играют в одной команде?
— Сейчас существует непонимание на уровне руководителей многих профильных комитетов парламента и министерств относительно неотложности проведения реформ. Кое-кто полагает, что достаточно «прижать» пару крупных бизнесменов, дальше они заплатят налоги — и вопрос наполнения бюджета или финансирования каких-то бюджетных программ будет решен. И таких немало.
— Из заявлений высокопоставленных должностных лиц следует, что в ближайшие годы Украина будет проводить экономическую политику многовекторности. По вашему мнению, больше пользы или вреда принесет нашей стране подражание глебовскому сюжету из басни о Лебеде, Раке и Щуке?
— Украина может существовать исключительно как государство с многовекторной политикой. Одновекторность грозит внутренними катаклизмами: не забывайте об особенностях развития востока и запада Украины. Наиболее устойчивая опора образуется благодаря трем точкам — это простая физика. Ее законы стоит взять на вооружение и Украине. Я считаю, Украина должна делать ставку на российский, европейский и американский векторы, которые в совокупности позволят наилучшим образом сбалансировать экономические и политические выгоды для страны. Посмотрите: поехал Президент Виктор Янукович в Брюссель — и, думаю, через два года Украина получит безвизовый режим с ЕС. Начинается диалог с Россией — украинские предприятия заработают мощнее. Разве это плохо?
— Но экономическая украинско-российская дружба часто базируется на очевидных или скрытых политических условиях России об определенных уступках со стороны Украины. Например, продление пребывания Черноморского флота в Крыму.
— Как раз сегодня в диалоге между Украиной и Россией меньше всего политики. По моему мнению, в вопросе флот—газ Украина перехитрила Россию. Мировая история свидетельствует: еще ни один документ, подписанный на 25 лет, не просуществовал дольше пяти лет.
— А как быть с задекларированным Виктором Януковичем курсом на уход от модели «дикого капитализма»: видите ли в действиях власти признаки ухода от этой модели?
— Украина преодолела первый этап «дикости» еще в начале 2000-х годов. Однако после оранжевой революции элементы этого капитализма снова вернулись. Оранжевая революция — это самая крупная рейдерская схема захвата власти, которая когда-либо реализовывалась в Украине. И именно она «благословила» новые рейдерские схемы, которые процветают сегодня. На мой взгляд, сегодня Украина переживает второй этап «дикого капитализма». Причем если первый этап характеризовался перераспределением ничейной собственности, то сегодня происходит перераспределение имущества разных групп, утративших свое влияние на власть. Чтобы побороть рейдерство, нужно ввести антирейдерское законодательство. В России после такого шага в первый же месяц сбежали 800 судей! И хоть Украина — не Россия, но через два года, полагаю, мы станем свидетелями позитивных изменений в этом вопросе.
— Ваш прогноз: во что трансформируется олигархическо-капиталистическая модель экономического развития Украины?
— С олигархической моделью покончил еще президент Леонид Кучма. Действительно, было время, когда олигархи, руководствуясь инстинктом самосохранения, снова пошли во власть. Но сегодня традиционные финансово-промышленные группы станут превращаться в транснациональные компании, бизнес будет отдаляться от власти. Экономический и политический кризисы поспособствовали становлению в Украине демократической модели, склоняющейся к авторитаризму. Я назвал бы эту модель украинским «голлизмом». «Голлизм» — это аналогия с политикой французского деятеля Шарля де Голля. Закрепление в Украине французской модели развития означает построение сильной президентской власти при сохранении основных органов власти (Кабмин, парламент), сильное местное самоуправление, проведение внешней политики, которая будет основываться на экономических интересах страны.