Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шекспир в жанре капричос

Курбасовцы завершили сезон постановкой неконъюнктурного режиссера Овлякули Ходжакули
8 июля, 2010 - 20:08
ФРАГМЕНТ ИЗ ПРЕМЬЕРНОГО СПЕКТАКЛЯ КУРБАСОВЦЕВ «КОРОЛЬ ЛИР» (ПОСТАНОВКА ОВЛЯКУЛИ ХОДЖАКУЛИ, СЦЕНОГРАФИЯ И КОСТЮМЫ МАРИИ СОШИНОЙ) / ФОТО АНДРЕЯ КУБЬЯКА

Львовский академический театр имени Леся Курбаса завершает сезон премьерой — трагедией Вильяма Шекспира «Король Лир», написанной гениальным англичанином в 1605-1606 годах, в основу которой положена одна из самых древних легенд Британии. Постановку осуществил приглашенный режиссер Овлякули Ходжакули, хорошо известный на территории бывшего Советского Союза более чем 50-ю постановками в театрах Туркмении, Киргизии, Казахстана, России и Узбекистана. Сценография и костюмы тоже «гостевые» — Марии Сошиной. В «Лире» играют: Андрей Водичев, Андрей Козак, Олег Онещак, Мирослава Рачинская, Олег Стефан, Олег Цьона и Орест Шарак.

Об Овлякули Ходжакули театроведы говорят, что он не преследует конъюнктурные, прагматичные, временные цели, а обращается к общечеловеческим идеям, страстям и чувствам. Например, в «Короле Лире»: «Що ті очі? І бувши зрячим, спотикався я. Нас муки учать». — «Чи то вже звичай, що через дітей батькам так доводилось страждати? Чи то батьки самі таких потвор породили?» — «Є ліки. Найдорожчий з них — це спокій. Лір його не має...» Спектакль представлен в жанре капричос.

Интересным назвал замысел именно такой интерпретации Шекспира народный артист Украины заньковчанин Богдан Козак: «В спектакле использована форма куклы, восточного театра. Это все создает определенный миф, парафраз для понимания двойной природы человечества — так называемого оксиморона. Когда-то Виктор Гюго сказал, что гениальность произведения определяется темнотой его мест. А Шекспир, собственно, — один из тех гениев человечества, где есть очень много темных мест, парадоксального мышления, которые нужно расшифровывать. На мой взгляд, режиссер и сценограф «Короля Лира» очень выразительным языком обратились к вечным темам, а актеры театра Курбаса блестяще их воплотили».

Художественный руководитель курбасовцев Владимир Кучинский опровергает мнение о том, что Шекспир сейчас неактуален: «Мы не можем просто так идти за предпочтениями зрителя. Есть вещи, которые касаются сугубо общественной, творческой позиции — их нужно отстаивать, потому что в них Мастер разбирается больше, чем рядовые зрители. Сегодня все театры потакают зрителю, и эта планка потакания очень опустилась — ниже ватерлинии... Нужно жить среди Мастеров. И во Львове это возможно. Тем более, что сейчас время создания культурных консервативных ценностей, и в этом плане появление Шекспира в нашем театре очень показательно».

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ