Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На 19-й этаж — пешком?

Большинство лифтов в украинских многоэтажках нужно заменить. <br>Но власть медлит с выделением денег
7 июля, 2010 - 20:22
ФОТО ЯРОСЛАВА МИЗЕРНОГО

В редакцию недавно позвонила по телефону жительница киевской многоэтажки с просьбой помочь — в их 19-этажном доме уже около двух месяцев не работает грузовой лифт, а пассажирский ломается по несколько раз в неделю. Людям приходится стоять в очереди, чтобы доехать на свой этаж (а всего в доме около 700 жителей), или же подниматься по узкой пожарной лестнице. Кто моложе, то еще может преодолеть эту дистанцию, а как быть пожилым людям?

— В нашем доме 26 апреля случился пожар на первом этаже, где должны работать консьержи, — рассказала «Дню» по телефону жительница дома по улице Тычины, 13 Лидия Абонина. — Большой грузовой лифт стоял на первом этаже, потому сгорел полностью, а пассажирский был немного выше и уцелел. Благодаря этому мы как-то передвигаемся. Но он часто ломается. «Укрлифт» не реагирует на наши обращения и не ремонтирует его, потому что ЖЭК им якобы не платит деньги. За пассажирский лифт ЖЭК должен дать 10 тысяч гривен, а за грузовой — вдвое больше. За неделю бывает он три-четыре раза стоит, потому мы передвигаемся, кто как может.

И такие случаи сейчас — не редкость. За последние полтора месяца в call-центр столичной мэрии обратилось свыше пяти тысяч киевлян с жалобами, что лифты в их домах или не работают, или часто ломаются. Подобная ситуация не только в Киеве, но и по всей Украине. Специалисты называют состояние лифтов близким к катастрофическому. Так, в Сумах из более тысячи лифтов не пригодны для работы больше половины. Это показала комплексная проверка предприятий, которые эксплуатируют и обслуживают лифты. По словам специалистов, почти все подъемники физически изношены: имеют перетертые металлические канаты, неработающие системы диспетчерской связи на случай аварий и тому подобное. Поэтому теперь в Сумах массово отключают лифты, чтобы не подвергать людей опасности.

В Киеве пока еще до этого не дошло, но основная причина поломки лифтов во всех больших городах общая — в большинстве у подъемников вышел срок эксплуатации. А по закону он должен составлять не более 25 лет. Поскольку расцвет строительства в Украине приходился на 80-е годы, то, по прогнозам специалистов, ежегодно количество лифтов, которые уже отслужили свое, будет только расти. Власть в такой ситуации должна выделить средства на замену старых лифтов новыми или же позаботиться об их модернизации — замене определенных частей, что позволит продлить работу подъемников. В 2006 году даже создали соответствующую государственную программу с символическим названием — «Лифт». Но за все четыре года ее существования конкретных шагов, а тем более ее финансирования, не было.

— Приблизительно семь тысяч киевских лифтов, а это 35% от существующего лифтового парка столицы, отработало нормативный срок. Если не будут приняты решительные меры со стороны власти, ситуация будет только усложняться, — отметил директор по техническому обслуживанию компании «Отис», член Ассоциации лифтеров Украины Николай Царь. — По закону, должно много лифтов стоять, но власть обещает, что около 400 лифтов в Киеве будут заменены уже в этом году. Пока еще продолжаются разговоры о выделении для этого 80 миллионов гривен, но это пока еще виртуальные разговоры. На официальном уровне нет никаких распоряжений и указаний, никакие тендеры не проводятся, а к нам никакие документы не поступают. Если средства будут выделены, мы готовы работать. Надеются, что эти слухи небезосновательны, и проблема все-таки будет решаться.

По подсчетам специалистов, для обновления лифтового парка столицы нужны миллиарды гривен, а не десятки миллионов. Потому эту работу нужно делать планово и поэтапно. Как рассказал Николай Царь, имеются лифты, которые в соответствии с законодательством нужно только менять (это так называемые прямолинейки или грузопассажирские), есть лифты, которые нуждаются в модернизации. Стоимость замены каждого лифта зависит от модели, комплектации и класса оборудования. Но это колоссальная сумма, если только средняя цена модернизации лифта, скажем, девятиэтажного дома, обойдется в 50 тысяч гривен. И то — это продлит жизнь лифта всего на несколько лет. Поставить же в дом новый лифт еще дороже. Тем не менее, хочется верить, что Киев — как столица Украины, с которой берут пример другие города, не пойдет путем Сум, а все-таки найдет средства на замену лифтов.

Инна ФИЛИПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ