История появления музыкального сектора на телеэкранах и радиостанциях независимой Украины — дело веселое. Помню свое полушоковое состояние от знакомства с первыми украинскими FM-попытками в Киеве в начале 90-х годов прошлого века: посреди трансляции концерта Элтона Джона в динамиках что-то хрустнуло, звук исчез, а затем голосом мертвеца из склепа прозвучало: «Организация купит мочевину... телефон в Киеве...»
Поговаривают, что подобные факты из жизни первых роковых радиостанций вошли даже в образцы современной украинской изящной словесности. Но меня всегда больше интересовал другой аспект донесения музыки до украинцев — телевидение.
Во всем мире телезрители получают музыкальную информацию из крупных общегосударственных телеканалов, работающих в информационно-аналитическом (специализированные новости и хиты-парады), аналитически-развлекательном (специализированные ток-шоу и другие форматные проекты) жанрах, а также жанре телетрансляций (показ концертных выступлений музыкантов и коллективов и трансляция музыкальных событий). Как правило, общенациональные каналы транслируют концерты знаменитых исполнителей и сюжеты из важных событий. Большей частью и исполнители, и события свои. То есть французские телеканалы рассказывают о французских исполнителях и событиях из французской музыкальной жизни, итальянские — итальянской и так далее. Для украинских музыкальных каналов эта простая схема, очевидно, непонятна. И «непонимание» это происходит на фоне довольно опасных для украинского шоу-биза тенденций, практикующихся в течение уже не одного года. Речь идет о попытках формирования «общего гуманитарного пространства», этакого «славянского единства», которое почему-то предполагает единение исключительно со «старшим братом». Делается это довольно тихо, поскольку понятно, что «славянское единство» без чехов, словаков, поляков и народов Балкан выглядит, так сказать, неправдоподобно. И вот уже имеем международные дуэты в составе украинцев и граждан других стран, иностранных ведущих на отечественных телеканалах, якобы украинские телевизионные проекты, давление на украинских исполнителей с «требованиями» защищать честь другого государства на международном уровне. Украинский шоу-биз жестко и системно пытаются «размыть» посреди соседской мути... А что же украинское телевидение? Пытается защитить своих?
ФИЛОСОФИЯ «ВСЕГО И ПОБОЛЬШЕ»
Украинские телевизионные каналы, избравшие для себя информационную специализацию, в основном ограничиваются выпусками новостей на темы шоу-биза. И здесь мы сталкиваемся с проблемой музыкальной журналистики в Украине. В большой степени интерес зрителей к такому телевизионному материалу определяется уровнем профессионализма журналистов, которые не только подбирают и «начитывают» новости, но еще и умеют анализировать фактаж. К сожалению, в украинских специализированных выпусках новостей в основном имеем не аналитику, а перевод сообщений мировых агентств. И хотя появление программ, которые информируют телезрителя о событиях за пределами Украины (не только до «рублевских заборов») — радует, но в основном эти программы созданы в «желтом» стиле.
Привлекает внимание и то, что значительное количество отечественной музыки попадает в эфир «малолитражных» отечественных телеканалов, посвященных кухне, моде, женскому житью-бытью, туризму. Особенно активно музыкальное видео от украинских художников и артистов такие телеканалы транслируют в ночное время. Но вовсе не потому, что они заботятся о судьбе украинской музыкальной индустрии. Дело лишь в том, что таким образом они выполняют лицензионные требования о наполнении эфира отечественным продуктом. Учитывая солидный уровень украинского «клипмейкерства», руководству таких телеканалов краснеть не приходится. Кое-где появляются и собственные «хит-парады». А вот с их уровнем уже есть проблемы...
Отдельной темой, которая остается чрезвычайно болезненной длительное время, являются так называемые «украинские» специализированные музыкальные телеканалы. В первые годы существования в их деятельность были заложены соседские шоу-бизнес рецепты. Этим рецептам они верны и сегодня. Буквально с первых шагов в телепространстве эти каналы страдают неопределенностью собственного музыкального формата. Всем им хотелось «всего и побольше». Результат — соответствующий. Это убило музыкальную журналистику в Украине — причем даже не на уровне ростков, а еще на уровне семян. Ведь телевизионный канал, который охватывает тот или другой сегмент мировой музыки (рок, поп, джаз и т. д.) имеет «продвинутых» зрителей и нуждается в соответствующем уровне профессионализма. Вот и имеем ситуацию: профессиональных аналитиков и специалистов на украинских телеканалах нет, а отдельные попытки квалифицированных журналистских подходов к музыке в нашем эфире вытеснены из музыкальных на другие каналы. И до сих пор Украина не имеет ни одной интересной и содержательной телевизионной программы на музыкальную тематику. Почему? Потому что профессионализм опасен для украинских специализированных «музыкальных» телеканалов и теледеятелей. А потому отсутствие профессиональных журналистов и профессиональных критиков в кадре компенсируют «медийные лица».
НАШ ФЕНОМЕН: ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ ВЗЯТКИ
Западные телевизионщики понимают, почему им выгодно заключать с исполнителями соглашения, платить им авторское вознаграждение и показывать их музыкальное видео. Ведь речь идет об интересном заполнении эфирного времени качественным телепродуктом, на производство которого не нужно тратить ни копейки. Нашим же позором стала абсолютно незаконная система «оплаты ротаций» музыкального видео — этакая дань украинского шоу-биза на содержание «украинских» музыкальных телеканалов. Вопреки нормам и Гражданского, и Уголовного кодексов. Напомню: последний американский телевизионщик, который брал деньги «за ротации», отправлен в кутузку в середине 60-х годов прошлого века. У нас же реалии несколько иные: как только в общенациональном эфире руководитель одного из самых «желтых» изданий Украины сообщает о зафиксированном журналистами факте «дачи на лапу» за ротацию на ТБ, этот материал не то что не публикуется — у руководителя СМИ вскоре сгорает авто!
Приходится даже читать заявления «украинских» медиа-специалистов о том, что это, оказывается, «украинский» шоу-биз вынуждает бедных руководителей «украинских» музыкальных телеканалов брать взятки. Вы не поверите, но корни таких заявлений можно отыскать не только в районе Останкино, но и на Манхэттене. И провозглашаются они под влиянием теперь уже и американских реалий, где довольно остро встала проблема перенасыщения музыкального видео и аудиорынка, поскольку произведенного продукта стало больше, чем эфирного времени. Для влияния на теле- и радиоканалы (читай — начальство) свои интересы рекординги начали «лоббировать» наличными через посреднические фирмы разного PR-толка. Реакция была адекватной и мгновенной — ими быстро заинтересовались в прокуратуре США. Но и Украина здесь тоже не плетется в хвосте: имеем эффективно работающую систему украинского производства клипов и довольно массированные съемки концертных выступлений и событий. А это означает наполненные качественным телепродуктом видеоархивы. И если десять лет назад руководители «украинских» музыкальных каналов еще могли говорить об «отсутствии качественного украинского видео», то сегодня такие заявления просто нечестны.
Большие надежды украинские музыканты возлагали на якобы прогрессивное руководство Украины образца 2005—2010 годов. Ждали, что наконец эффективно заработает Национальный совет по вопросам ТВ и радиовещание, гуманитарный сектор правительства, наконец будет наведен порядок в аудиовизуальной сфере, а шоу-биз станет законопослушным. Не сложилось! Единственный «успех» — это борьба за украинизацию эфира, которая сознательно была «заполитизирована» и «заговорена». Полуобнаженную ведущую, которая в перерыве между зарубежными клипами на протяжении пяти секунд читает текст с суфлера, называют «отечественным музыкальным продуктом»... А сейчас приходилось читать заявления о переходе некоторых отечественных музыкальных каналов на «новые этапы развития». Очевидно, «старые» этапы уже пройдены. В основном, речь идет о потребности «добавить к музыке и другие развлечения». Интересное предложение. Особенно с учетом того, что производство украинского музыкального видео наращивается и что каналы еще даже не стали украинскими! Я, кажется, знаю, ценой сокращения какого телепродукта телеканалы намерены «развиваться»...
НТКУ ДОЛЖНА БЫЛА БЫТЬ В АВАНГАРДЕ
Таким образом, в Украине все жестче встает проблема качества созданного, так сказать, «конечного» телепродукта. Откровенная нехватка средств или сознательная «экономия» ради наполнения собственного кармана приводят к созданию телепродукта, который значительно уступает мировым образцам. Поэтому считаю необходимым срочно организовать встречу с украинскими артистами (особенно молодыми!) и проинформировать их о современных телевизионных требованиях. Инициатором такой встречи должно стать руководство Национальной телекомпании Украины. Ведь именно это государственное учреждение с гарантированным и «защищенным» от ветров рынка бюджетным финансированием должно находиться в авангарде производства качественного украинского музыкального телепродукта! Это важно еще и потому, что у других телевизионных вещателей ни возможностей, ни желания нет. Производство современного зрелищного продукта нуждается в специальном студийном, техническом и технологическом обеспечении. Единственная телекомпания, которая имеет полный технологический комплекс в своем распоряжении, — это НТКУ. Добавлю, что и современные комплексы обеспечения зрелищ (свет, звук, специальные эффекты и т. д.) в Украине давно есть и используются. Но почему-то украинская музыка на своем же телевидении до сих пор остается по большей части чужой.