Философия — не только наука, совокупность определенных постулатов, фактов, обобщений и мыслей, но и искусство жить, самоотверженные поиски смысла бытия, сути добра и зла, поиски ответов на большие, «вечные» вопросы. По крайней мере, так понимали смысл философии известные античные мыслители.
Очень важно, что и в нынешней Украине, невзирая на всеобщую, казалось бы, суету людей, включившихся в соревнование «кто завладеет наибольшим количеством материальных выгод» (в сущности, это — не что иное, как «тараканьи бега»), несмотря на тревожное угасание интереса к духовным проблемам, все же были в прошлые десятилетия (например, П. Копнин, В. Шинкарук) и есть в настоящий момент (назовем М. Поповича) ученые-философы действительно первоклассного, международного уровня. Особое место в этой плеяде по праву принадлежит доктору философских наук, профессору, лауреату Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко (в этом списке награжденных он — первый представитель этой отрасли знания) Сергею Борисовичу Крымскому. В начале июня Сергей Борисович отпраздновал 80-летний юбилей, с чем его искренне поздравила наша газета; именно к этой славной дате было приурочено торжественное заседание Ученого совета Института философии имени Г. С. Сковороди НАН Украины, состоявшееся 22 июня.
Открывая заседание, директор института, академик НАН Украины Мирослав Попович отметил одну исключительно интересную черту Сергея Борисовича, присущую ему на протяжении всей творческой и научной жизни.
А именно: идет речь о беспрерывных неутомимых поисках ученым настоящих, высоких смыслов бытия, которыми человек наделяет мир, которые существуют независимо от того, воспринимает их человек или нет (высказываясь философским языком, это — стремление к «ценностному смысловому универсуму»). Настоящие глубокие книги, такие, как произведения сегодняшнего юбиляра, за которые он был удостоен Шевченковской премии («Под сигнатурой Софии»; «Философия как путь человечности и надежды»), по мнению академика Мирослава Поповича, пишутся так, что именно грядущие поколения их как будто спонтанно понимают (без сознательного расчета автора на это). Вот почему труды Крымского — это «завтра» философской науки, пусть даже оно еще не наступило сейчас. «Следует отметить, — добавил Мирослав Попович, — и богатство образного, ассоциативного ряда книг, лекций и статей Сергея Борисовича, благодаря чему они являются не только доступными для восприятия, но и красивыми».
Понятно, с особенным вниманием ожидалось выступление самого «виновника торжества». Сергей Борисович говорил не очень долго (около 20 минут), слушали его в абсолютной тишине. «Я причисляю себя к тем ученым, которые продолжают творчески работать, — сказал профессор Крымский, — поэтому очень любил и люблю высказывание Беранже: «Ничего так не освещает путь вперед, как пламя сожженных рукописей» — эта мысль очень помогает в работе». Если вы спросите меня, что находится в центре моих научных поисков как философа, то я хотел бы рассказать вам об одном интересном эксперименте. Представьте себе аквариум, достаточно большой по размеру; две его части разделены непроницаемой стеклянной перегородкой; в одну половину аквариума запущена хищная щука, а в другой плавают небольшие рыбки, обычно являющиеся для этой щуки пищей. Стеклянная перегородка «блокирует» все попытки щуки съесть своих маленьких соседей; так продолжается определенное время, допустим, несколько часов; потом перегородку внезапно снимают. И что же происходит? Щука неожиданно мирно (!) плавает среди других рыб, не трогая их — психологическая «перестройка» состоялась». «И вот я думаю, — сказал оратор, — существует ли эта перегородка между нами и непреходящим миром и какой она является?»
Результаты моих трудов связаны не только с моим именем, они трансперсональны, поскольку являются результатом обсуждений, столкновения мнений». «Среди «вечных тем» философии — время, развитие, разум, достоинство человека, — отметил Сергей Борисович. — Возьмем известное гегелевское «развитие по спирали» (его очень интересно проанализировал современный философ Вадим Иванов). Спросим себя: а что, в центре этой спирали — дыра? В действительности в центре там никакой «дыры» нет, потому что развитие «накручивается» на фундаментальные ценности, и именно вокруг этих ценностей происходят «времявороты».
«Я считаю, — сознался Сергей Борисович, — что все, что есть хорошего в жизни — это результат исправленных ошибок. Поэтому мне близко мнение Томаса Манна: «Любая критика является скрытой нежностью». А, к примеру, Альбер Камю высказался так: «Приятно слышать что-нибудь о себе даже на скамье подсудимых!». Критика может быть разной, может даже иметь форму «сокрушительного» комплимента (когда писатель и моралист начала XVIII века герцог Луи где Сен-Симон прочитал ужасного качества стихотворения короля Людовика XIV, то так «похвалил» их — а портить настроение монарху было опасно — «Ваше величество, воистину для Вас нет ничего невозможного: вы захотели написать плохой сонет, и прекрасно справились с этим заданием!»)».
«Если же серьезно, — подытожил Сергей Борисович, — то есть одна самая важная вещь. Мы, люди, не знаем, когда состоится наша встреча с Богом, однако точно знаем, где именно она состоится. Это — зона солидарности, зона гуманизма, сострадания и доброты».
Подарки юбиляру (только один пример: букет лилий, символизирующих истину), поздравления от ведущих гуманитарных учреждений Украины (не только академических)... Но больше всего порадовало многих присутствующих такое известие: Сергей Борисович Крымский совместно с издательством «Дух і Літера» готовят к публикации новую книгу. Ее название прекрасно соответствует характеру творчества ученого — «Шифр духовности».