Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лариса ЛАЦЕНКО: Мы были самыми счастливыми, когда... белили коровники

О закалке юности и о радости быть учителем
3 июня, 2010 - 19:30
ФОТО ИЗ АРХИВА ЛАРИСЫ ЛАЦЕНКО
НА ФОТО СЛЕВА НАПРАВО: ОКСАНА ШПАК, ГАЛЯ САМИЙЛО, ЛАРИСА ЛАЦЕНКО, ЛАРИСА ЖАЛОВАГА И ТАНЯ ТКАЧУК — СТРОИТЕЛЬНАЯ БРИГАДА НА ОТДЫХЕ / ФОТО ИЗ АРХИВА ЛАРИСЫ ЛАЦЕНКО

На старом снимке, которому уже несколько десятилетий, прекрасные своей юностью девичьи лица. Но, в первую очередь, ловишь себя на мысли, что таких ОТКРЫТЫХ лиц давно не видел... А бесстрастный фотоаппарат зафиксировал вчерашних одноклассниц в непростой период их жизни: не поступив после школы в институты, они объединились в... молодежную бригаду маляров. Впоследствии тот период жизни они назовут «прекрасным». Позже жизнь развела вчерашних подруг далеко за пределы маленького живописного волынского городка Локачи. Но одна из них — та, которая на снимке в центре — так и осталась для других «своим человеком в Локачах», потому что работает Лариса Васильевна Лаценко учителем в местной гимназии.

Правду ли говорят, что все мы — родом из детства? Может ли личность сформироваться в провинции? О чем мечтали, и сбылись ли мечты? Современная молодежь разочаровывает или радует? Об этом наш разговор с Ларисой ЛАЦЕНКО, педагогом с 22-летним стажем.

— Именно в то время, когда мы, как думали другие, оказались у «разбитого корыта», не поступив в первый год в институты, Лариса Жаловага (Лариса Ившина — и главный редактор газеты «День») подписала мне свою фотографию: «Если Бог даст стать знаменитостью, то будешь гордиться знакомством». Теперь мне часто кажется, что нынешней молодежи не хватает той подсознательной уверенности и стремления к тому, что все будет так, как ты хочешь, что было свойственно нам. Лариса сыграла большую роль не только в моей жизни, но и жизни других наших одноклассников. Вот, например, я у нее училась... красиво писать. У нее был очень красивый почерк, а я по письму имела если не три, то два, и учительница специально пересадила меня к ней. С тех пор я тоже старалась писать красиво. И теперь, когда в образовании исповедуют принцип дифференциации, когда в один класс отбирают более слабых учеников, а в другой — более сильных, я вспоминаю свое школьное детство и думаю, что с этой дифференциацией мы потеряли что-то очень важное. Без сомнения, она имеет и свой позитив, но если ученику не на кого равняться, не за кем тянуться, то в этом ничего хорошего нет. Так думаю не только я, но и другие учителя-практики.

У нас был очень своеобразный класс. С класса восьмого нас в школе начали называть «атомными». Мы стремились отличаться от других, но при этом быть лучшими. И хотя жили в провинциальных, как говорят, Локачах, однако мы абсолютно не были провинциально забитыми. Мы много читали, ребята увлекались музыкой. Но столько, сколько читала Лариса Жаловага, никто не читал. Причем книги, о которых большинство из нас не ведало и над этим даже не задумывалось. Если на лето задавали по литературе целый список произведений, которые нужно было на каникулах осилить, то все знали: это сделает только Жаловага. И когда осенью нужно было написать сочинение по какой-то повести или роману, то Лариса быстренько пересказывала нам их содержание. Более того, половине класса придумывала выводы к сочинению, что нужно было, конечно, сделать самостоятельно, и должны были быть они разными, как разные наши мысли. И на это у нее хватало знаний и фантазии.

— В юности о многом мечтается. О чем мечтало ваше поколение?

— Я была законченным, как говорят, «технарем», и мне учителя настойчиво советовали заниматься физикой, которую я особенно знала, но перевесила химия. Со временем закончила Львовский политехнический институт. А Ларису Жаловагу все видели однозначно публичным человеком и так же единодушно отмечали ее талант публициста. Она всегда своего добивалась и ни на какие компромиссы не шла. У нас на три выпускных класса были всего два золотых медалиста: Лариса Жаловага и Люся Аксенова, которая сейчас в Локачинской гимназии преподает английский язык. Мы все писали сочинение по украинскому языку и литературе, а работы потенциальных медалистов проверяли в области. И Ларисе предложили кое-что изменить в сочинении, не так высветить какую-то мысль. Это делалось, конечно, из лучших побуждений, ведь медали она была полностью достойна, однако как к ее работе отнесутся в области?.. Но Лариса категорически отказалась менять не то, что мысль, даже запятую. В школе ее вовсе не тянули. Если по гуманитарным предметам она была профи, то, конечно, технические знала не так досконально, однако ей оценки не «натягивали». А почему должны были это делать, если она не была ребенком ни судьи, ни прокурора, ни райкомовского начальника? Наш класс был «учительским», до десятка детей из семей педагогов, но своих чад наши учителя «допрашивали» на уроках еще с большим энтузиазмом, чем других, не давали поблажек. У Ларисы же рано умер отец, мама воспитывала их с сестрой сама.

— А что это за история с вашей работой на стройке, когда юные девочки доблестно пошли работать малярами?

— Кажется, это таки была идея Ларисы Жаловаги. После школы мы массово не вступили в институты. Мне уже и работу в Луцке на кондитерской фабрике нашли, но здесь прозвучал клич: на стройку! И мы, шестеро девушек-одноклассниц, организовали молодежную бригаду маляров. Вот на фото слева направо: Оксана Шпак, Галя Самийло, я, Лариса Жаловага и Таня Ткачук. Нет на фото только Гали Бугайчук. Работать мы пошли в локачинский межколхозстрой. И первое наше крещение в качестве маляров состоялось на первом в Локачах «небоскребе»: первом пятиэтажном доме. Помню, какая тогда была свирепая снежная зима, мы работали в валенках и фуфайках, белили колхозные фермы, красили окна и двери в детских садиках и медпунктах... А до этого и щетки в руках не держали. И если бы вы знали, как мы тогда были счастливы... Ощущение подобного счастья потом не так уж часто случалось в жизни. Потому что мы еще и стали, пусть в местном масштабе, но знаменитыми. Лариса была комсоргом бригады, а я бригадиром. Нас приглашали в школу и посвящали в почетные вожатые. Много чего интересного было.

— В Локачах вам сейчас не тесно, после такой бурной юности?

— Я всегда стремилась вырваться из Локачей. Не потому, что это — Локачи, просто хотелось увидеть мир. Но на четвертом курсе вышла замуж за одноклассника, на пятом появился ребенок... Я взяла направление из такой «фирмы» как локачинский комунхоз и несколько лет работала инженером. А затем, хоть свекор и был директором школы, пошла со своим дипломом Львовской политехники в школу лаборантом, мыть пробирки... Но когда стала учителем, то, поверьте, как на свет родилась. И такое ощущение праздника было у меня лет с десять, а я учителем уже 22 года. Закончила еще и Луцкий пединститут. По-видимому, недаром мне в школьные годы пророчили учительское будущее...

— Вы преподаете химию. Как воспринимают ее ученики, нужна ли она им?

— Большинство учеников и их родителей воспринимают химию как очень сложную науку. Хотя это специфический предмет, который имеет свои особенности. Ведь если выучил формулу воды, то она же и не изменяется. Однако если историю или литературу можно просто почитать, то, готовясь к уроку химии, нужно взять в руки ручку, записать уравнение, формулу... Повторить, осознать, подпитать свои знания. А дети разучились это делать... И в дальнейшем с химией свою жизнь сейчас связывают единицы. Дети изменились. Они знают свои права, но почти не признают обязанностей. Мы были другими...

6 июня Лариса Лаценко, которая все же успешно учит локачинских детей и химии, и уму, будет отмечать приятный юбилей. Ко всем поздравлениям присоединяется и газета «День», и ее главный редактор, которая, конечно, как всегда, позвонит!

Наталия МАЛИМОН, «День», Волынская область
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ