Село Большой Крупиль Згуривского района на Киевщине — это, так сказать, околостоличная, но все же глубинка. Что греха таить, автор раньше и не слышал о существовании этого пограничного с Черниговской областью района. Но теперь назвал бы его примечательностью всеукраинского масштаба.
И действительно, сюда едва ли не ежедневно приезжают посетители. На здешней крупнотоварной молочной ферме, построенной ОАО «Украинская молочная компания», живут замечательные дойные гольштинки — коровы одной из самых продуктивных и распространенных в мире пород. Они не только величественны, игривы и добры (позволяют себя гладить, что автор с некоторой опаской и сделал), но и умны: если зачесалась спина, идут к специальным цилиндрическим щеткам и наслаждаются комфортом, предоставляемым цивилизацией. В прошлом году каждая из 4000 дойных коров компании дала по девять тонн молока. Все, кто помнит сводки с советских молочных фронтов, услышав эту цифру, приходят в восторг. В Союзе уже за пять тысяч килограмм дояркам давали Героя труда. Но такие надои получали чаще всего не по всему хозяйству, а в отдельных привилегированных группах животных, которым выделяли самые лучшие корма. О таких же средних надоях (на одну корову) на крупных предприятиях вообще не могли и мечтать.
Но сегодня Крупиль знаменит не только большим молоком. «Украинская молочная компания» создала здесь сельхозпредприятие с законченным технологическим циклом. На каждое из находящихся тут восьми тысяч животных (коров, телят, нетелей и бычков) приходится по четыре гектара арендованной у местных крестьян земли. Этого достаточно, чтобы обеспечить кормовую базу для скота и получать «геройские» и для новой Украины надои. Вот только цель компании — не молоко само по себе, а прибыль от его продажи. Значит, нужно снижать себестоимость. А резервов для этого не так уж много. Труд на ферме максимально механизирован и автоматизирован. Оборудование новейшее. Благодаря этому с таким немалым хозяйством, как сказал «Дню» руководитель компании Сергей Быков, спокойно справляются всего 70 человек.
Выход животноводам подсказали специалисты компании «ZORG», специализирующейся на строительстве биогазовых станций по немецким технологиям. Партнеры, как говорится, нашли друг друга. Ведь побочным коровьим продуктом является еще и немало навоза — комплекс «вырабатывает» 400 тонн в день. А это, как известно, не только ценное органическое удобрение, которого сегодня критически не хватает украинским землям, но и богатое энергетическое сырье. Из одной его тонны можно изготовить 60 кубометров газа, а из одного кубометра газа — два киловатт-часа электроэнергии. Такая перспектива не могла не заинтересовать молочников, и они вложили в проектирование и свои свободные деньги, и кредиты, а когда начался кризис, строительство пришлось финансировать и самим строителям. Коммерческий директор «ZORGа» Игорь Аксютов нисколько об этом не жалеет. Он даже сказал «Дню», что это позволило компании не только остаться на рынке, но и переиграть конкурентов: теперь компании есть что показывать всем, кто желает получить выгоду от использования «зеленой» энергии. Причем, кроме энергии, она состоит также в получении готового и безопасного органического удобрения, с помощью которого, как сказал Быков, предприятие существенно повышает плодородие арендуемых земель, повышая тем самым и их рыночную стоимость (специалист замечает, что рано или поздно землю придется делать товаром).
Первая на всем постсоветском пространстве введенная в эксплуатацию биогазовая станция является своеобразным пропагандистом и агитатором «зеленой» энергии. Уже теперь, как сказал «Дню» гендиректор «ZORG Украина» Ярослав Бабкин, у компании на различных стадиях проектирования, изготовления оборудования и строительства 15 таких объектов. По словам специалиста, из 400 тонн навоза станция вырабатывает 1 мегаватт электроэнергии в час. Но сам животноводческий комплекс потребляет в сутки лишь от 200 до 400 киловатт-часов. Как объяснил Бабкин, сейчас предприятие находится в процедуре оформления зеленого тарифа. После того, как Нацкомиссия по регулированию электроэнергетики (НКРЭ) определится с этим вопросом, излишняя электроэнергия, полученная из навоза, начнет поступать в сеть, а дополнительные доходы — молочной компании.
Ситуацию прокомментировала заместитель директора департамента Нацагентства по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов (НАЭР) Елена Казловцева. По ее словам, зеленый тариф, а это, по сути, надбавка к стоимости выработанной электроэнергии за использование нетрадиционных источников и за соответствующие капитальные затраты, устанавливается НКРЭ для каждого конкретного предприятия. Но в соответствующем законе указано, что такой тариф (1,7 грн. за кВт/час) предназначен для предприятий, использующих биомассу. Что можно называть биомассой, закон не уточняет. Поэтому чиновники до последнего времени не признавали за молочной компанией права на «зеленую» надбавку. НАЭР молочников поддержал и написал в Нацкомиссию соответствующее письмо, а также разработал изменения к закону, которые позволят устранить коллизию. Но бюрократическая телега в нашей стране движется, как всегда, очень медленно... В прошлую пятницу НКРЭ планировала вновь рассмотреть этот вопрос. Однако, как сообщила «Дню» Казловцева, заседание перенесли на четверг... Не потому ли, что в связи с удешевлением российского газа наши чиновники теперь уже не считают проблему энергоэффективности актуальной? Кто в таком случае будет следовать примеру Большого Крупиля?
На строительство тут, по словам Быкова, было израсходовано примерно два миллиона евро. Доходов пока нет, а есть только экономия на электроэнергии, позволяющая хозяйству сберегать 100 тысяч гривен в месяц. Быков в несвойственной ему робкой манере говорит: «Хочу надеяться, что срок окупаемости этого объекта (от начала строительства) составит шесть-семь лет, — и добавляет: — А если мы не получим зеленого тарифа, то и намного дольше». Молочники несколько удручены, хотя бороться с чиновниками им не впервой (Аксютов рассказал, что для строительства и ввода станции в эксплуатацию потребовалось 987 подписей). Быков уверен, что и теперь победит. И несмотря ни на что строит планы, как повысить надои до 12 тонн.