Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Город должен помнить...

Топографические названия и традиции человекоцентричности
8 апреля, 2010 - 19:38

У каждого города есть не только собственная история, но и присущая ему психология и ментальность. Рационализм Нью-Йорка — в названиях его улиц: Двенадцатая авеню вдоль Манхеттена и более 200 номерных улиц поперек. В головах тех, кто закладывал и планировал Манхеттен — центральный район мегаполиса — доминировали цифры, расчеты целесообразности. Конечно, есть улицы и «нецифровые»: Бродвей, Амстердам, Риверсайд, Морнингсайд, Манхеттен. Но даже название улицы Колумбус и Колумбийский университет никакого отношения к испанскому конкистадору не имеют. Человеческие имена остаются разве что на стенах домов: Андерсен-холл, Томпсон-колледж и тому подобное. Даже опера и музей, которые являются гордостью города, названы словом «Метрополитен», что с английского переводится как «столичный».

Украинские традиции, по крайней мере в топографических названиях, — человекоцентричные. Да и не удивительно: временные измерения исторических и культурных традиций украинских городов огромны — и даже река, которая протекает через Киев и впадает в Днепр, носит девичье имя Лыбидь. Улица Хоревая, гора Щекавица также несут в своих названиях память о нашей древней истории. Киевляне живут на глубоких и насыщенных археологических слоях: место на склонах Днепра, с очень широкой и прекрасной панорамой, привлекало людей на протяжении тысячелетий. Не только потому, что и в глубокую древность людей не покидало эстетическое чувство, но и потому, что, в отличие от того же Нью-Йорка, климат и природа города над Днепром значительно более благоприятны для человека. А в названиях улиц звучат имена людей, прославивших свою нацию, да и человечество в целом — творчеством или мужеством.

АЛЕКСАНДР АРХИПЕНКО

Александр Архипенко (1887—1964) родился в Киеве, в семье инженера-изобретателя, сотрудника Киевского университета, его дед был иконописцем. Учился в Киевском художественном училище. В возрасте 20 лет покинул Киев, продолжал образование в частных студиях Москвы, в 1908 году поехал в Париж, где поселился в колонии художников и влился в среду молодых гениев изобразительного искусства. Его называют основоположником кубизма в скульптуре.

Известно, что первые свои произведения Архипенко сделал из выжженной глины — шамота, с детства он запомнил работу народных гончаров, а в юности его заинтересовали археологические находки Трипольской культуры, скифские бабы. По мнению исследователей, именно благодаря им у него проснулся особенный дар — видеть суть вещи, обобщать форму. Архипенко всю жизнь интересовался древней культурой народов мира, и в Лувре именно залы с такими произведениями привлекали его внимание больше всего. В 1914 году чуткий на таланты Гийом Аполлинер писал: «В первую очередь Архипенко ищет чистоту в форме. Он воспитан в лучших традициях. Очарование его произведений во внутренней гармонии. В духовности его искусства чувствуются религиозные веяния, сформировавшие его темперамент, церковные и наивные произведения, без сомнения, пленили его в детстве». Архипенко был новатором — одним из первых использовал экспрессивные возможности прозрачной формы, «негативного пространства». Сам писал о своем открытии: «Полости воспринимаются как символы отсутствия формы и становятся основанием для возникновения ассоциаций и ощущения относительности».

Архипенко не только творил, но и основывал свои школы в разных странах. В 1923 году после выставочного тура по городам Европы он переезжает в США. Там он экспериментирует, стремясь соединить живопись со временем и пространством. В 1924 году изобретает специфический вид искусства, назвав его «архипентурой»: с помощью сложного механизма узкие цветные полосы двигались, создавая определенные композиции — своеобразный механический дисплей. Это было преддверие кинетического искусства второй половины ХХ века. Произведения Архипенко хранятся в самых престижных музеях и галереях мира.

Интерес к персоне скульптора среди киевлян немалый — существует даже Общество поклонников Архипенко. А к его 110-летию на улице Пушкинской, 42, установлен памятник ему под названием «Пробуждение» работы скульптора Валиева. Несколько лет тому назад в Музее украинского искусства состоялась его выставка — впервые в Украине.

Андрей Пащук — председатель Совещательного совета директоров Украинского института Америки еще с 1991 года хлопочет, чтобы одна из киевских улиц носила имя всемирно известного скульптора Александра Архипенко. Скульптор охотно общался со своими земляками. Как-то в его мастерской Андрей Пащук сфотографировал художника за работой. Архипенко это фото понравилось, он сказал: «Будешь моим фотографом!» К сожалению, вскоре скульптора не стало. Журнал «Образотворче мистецтво» (2006 р., № 2) опубликовал статью «Архипенко и Грищенко на фотографиях Андрея Пащука», прибавив это фото.

Письма с предложением назвать одну из улиц столицы Украины именем Архипенко Андрей Пащук присылал в Киевскую госадминистрацию. На свои обращения получал ответы: в 1998 году от начальника управления охраны памятников истории, культуры и исторической среды Р. Кухаренко о том, что имя Архипенко занесено в резервный список наименований. Были и от мэров города А. Омельченко и Л. Черновецкого. Ответы позитивные, в частности в 2006 году Л. Черновецкий заверил, что «этот вопрос будет обязательно рассмотрен в первоочередном порядке, о чем Вы будете дополнительно проинформированы». Тогда такое решение было актуально еще и потому, что в 2007 году исполнялось 120 лет со дня рождения Архипенко. Однако прошло четыре года, но результата нет. Возможно, из-за нехватки знаний о том, что в мировом рейтинге художников Александр Архипенко принадлежит к наиболее известным.

Когда Андрей Пащук рассказал при случае об идее с названием улицы Дмитрию Павлычко, тот горячо поддержал ее и подарил сонет, посвященный Архипенко, где есть слова:

«І різьбить він жінок
не з бронзи, а з печалі,
З ніщоти постаті
формує досконалі,
Що відкриваються
від дотику ума».

Улицы, увековечившей память о прославленном киевлянине, до сих пор нет. Пащук объясняет это тем, что молодое государство еще окончательно не выстроило многие механизмы собственного функционирования, особенно в областях науки и культуры, не говоря о механизме позиционирования себя и своих достижений в мире. А украинцы, рассеянные по миру, его и дальше интересуют лишь как спонсоры, а не важное звено в создании позитивного имиджа Украины в мире.

«Имя Александра Архипенко, которое с остервенением стиралось из памяти украинцев, сегодня стало важным поводом для раскаяния нашей культуры. Дань уважения этому гражданину мира стала подтверждением наших творческих сил, основанием для самоуважения. Ведь культура, которая не претендует и не воспитывает себя в стремлении к всемирным масштабам, обречена стать провинциальной». Солидарны с этими словами Андрея Шестакова, автора статьи «Александр Архипенко — гений среди скульпторов ХХ века».

ИГОРЬ СИКОРСКИЙ

В селе Антоновка на Сквирщине в семье украинского православного священника Алексея Сикорского родился Иван Сикорский, выдающийся ученый-медик, профессор, автор более сотни трудов, один из которых — о воспитании детей — неоднократно издавался как учебник для студентов. Очевидно, жажду познания и творческие способности сын Игорь унаследовал от отца. Высшее образование Игорь Иванович получил в Киевском политехническом институте, хотя перед тем учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге и в технической школе во Франции. В Киеве состоялось его становление как авиаконструктора. Именно на Куреневском аэродроме 3 июня 1910 года Игорь Сикорский осуществил свой первый полет на аэроплане собственной конструкции. Через несколько лет он установил первые мировые рекорды: по скорости полета, а 14 марта 1912 года осуществил рекордный полет с четырьмя пассажирами со скоростью 106 км/ч. В том же году он переехал в Петербург, где на Русско-Балтийском вагонном заводе было открыто авиационное отделение и где создавали новые машины по его чертежам: многомоторный самолет «Русский витязь», четырехмоторный самолет «Илья Муромец», на котором Игорь Сикорский в 1914 году перелетел из Петербурга в Киев, это событие положило начало эры мировой транспортной авиации. В 1918 году выпуск самолетов на этом заводе был закрыт, Игорь Сикорский через Финляндию, Англию и Францию добрался до США и в 1923 году создал там свою собственную авиакомпанию «Сикорский эйркрафт корпорейшн». В 1937 году Сикорский спроектировал и построил гигантский самолет-амфибию, который осуществил первые в мире пассажирские перевозки через Тихий и Атлантический океаны. В 1939 году появился его первый вертолет, после чего ему удалось создать целую индустрию вертолетостроения. Результаты его работы в США: 15 типов самолетов и 18 типов вертолетов. В наше время дело Игоря Сикорского продолжают его сыновья.

Но следует подчеркнуть, что главные идеи и первые попытки гениальный изобретатель осуществил в Киеве в начале ХХ века. Его слава и всемирное признание как гениального авиаконструктора неопровержимы. Но, к сожалению, немногие в мире знают, что Сикорский был украинцем и истоки его гения имеют украинское происхождение. В 1933 году он писал Василию Галичу: «У моего рода, который появился в селе на Киевщине, где мой дед и прадед были священниками, чисто украинское происхождение».

Присвоить имя всемирно известного авиаконструктора Игоря Сикорского (1889—1972) аэропорту «Борисполь» — с таким предложением Андрей Пащук (снова-таки как председатель Совещательного совета директоров Украинского института Америки) обратился 15 апреля к председателю КГГА Л. Черновецкому. Аналогичное письмо 26 апреля того же года пришло на адрес Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в США О.В. Шамшура. В нем автор письма писал: «Знаменитый изобретатель и конструктор вертолетов Игорь Сикорский родился в Киеве и там предпринял первые шаги по созданию воздушного транспорта. Его гениальность была еще и в том, что за короткое время это его изобретение стало необходимым в воздушной транспортировке в целом мире. Имя Сикорского нужно вернуть Киеву, и самым естественным было бы назвать аэропорт «Борисполь» его именем. Так город отдаст должное великому земляку. У этого дела есть аспект не только моральный, но и экономический. Это покажет миру, что у Украины был и есть большой потенциал, были и есть люди, доказавшие это».

Предложение восприняли одобрительно. В Украине на тот момент уже решался вопрос о создании Дома-музея Сикорского, а в мае 2008 года на территории Киевского политехнического университета был открыт памятник ему.

Именно теперь вопрос очень актуален: продолжается реконструкция аэропорта «Борисполь» и его, обновленный, украсило бы имя великого авиаконструктора, известного в мире.

Лариса БРЮХОВЕЦКАЯ. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ