После того, как в феврале Виктор Янукович стал четвертым Президентом Украины в Вашингтоне и Европе возник ряд вопросов о внешней политике Киева. Очевидно, что некоторые изменения являются ожидаемыми. Наконец, как кандидат господин Янукович высказывал отличные от его предшественника Виктора Ющенко взгляды в отношении внешней политики. Результаты демократических выборов также несут определенные последствия.
Кажется, что Киев до сих пор находится в процессе формулирования своей внешней политики. Западу известно о предложениях Украины по обретению внеблокового статуса, продолжения сотрудничества с Европейским Союзом и возвращения к России, возможно, в форме переориентации торговых отношений и присоединения к Таможенному союзу с Россией, Беларусью и Казахстаном. Один украинский высокопоставленный чиновник даже публично заговорил о перспективе возможного вступления Украины в союз с Россией и Беларусью. Поэтому определенная тревога на Западе относительно направления внешней политики Украины является понятной.
Я сопровождал бывшего заместителя государственного секретаря Строуба Телботта и бывшего верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьера Солану во время их визита в Киев 31 марта — 1 апреля. Организованный Фондом Виктора Пинчука визит включал встречу с Президентом Януковичем, экс-премьер-министром Юлией Тимошенко и группой других украинских правительственных чиновников и политических экспертов всех политических спектров. Эти дискуссии вызвали у меня несколько впечатлений о нынешней внешней политике Украины.
Во-первых, термины «неприсоединившийся» и «внеблоковый» не имеют идентичного значения. Оба этих термина употреблялись для объяснения политики нового Президента, но они означают разные вещи. «Неприсоединившийся» означает выбор, который ставит Украину посередине между Западом и Россией, и не позволяет слишком приблизиться ни к одной из сторон. Один высокопоставленный украинский чиновник категорически отклонил этот термин как неточное объяснение внешней политики Украины. Он отметил, что термин «внеблоковый» является лучшим, и прибавил, что внеблоковая политика будет предотвращать интеграцию в НАТО, но не будет исключать приближения к Европейскому Союзу.
Во-вторых, Киев заинтересован в новой системе европейской безопасности, но в данный момент не имеет представления о ней. Российский президент Дмитрий Медведев почти два года назад призывал к созданию новой европейской или евроатлантической архитектуре безопасности. На прошлой неделе во время встречи с нами несколько украинских правительственных чиновников и экспертов по внешней политике затронули эту идею. Однако мы не услышали от них конкретных предложений за исключением желания Киева получить подтверждение гарантий безопасности, которые были получены после присоединения Украины к договору о нераспространении ядерного оружия как безъядерного государства в декабре 1994 года.
По этому поводу я могу сказать о двух наблюдениях. Ныне набирает форму процесс, который может привести к дискуссиям и, возможно, наконец, даже к соглашению об евроатлантической архитектуре безопасности. Но разработка этой концепции может забрать много времени. Наконец, она может дополнить такие институты, как ЕС и НАТО, но не вытеснить их. Что касается желания Украины получить подтверждение полученных в 1994 году гарантий безопасности, то в декабре 2009 года президенты Обама и Медведев подтвердили их в совместном заявлении по поводу завершения срока действия договора о стратегических наступательных вооружениях. Киеву нужно осторожно добиваться своего, чтобы ненароком не подорвать доверия к уже полученным гарантиям.
В-третьих, Украина хочет догнать утраченное в отношениях с Россией, хотя, вероятно, обе стороны поймут, что не смогут достичь всего, чего они хотят. Украинские чиновники отмечают приоритет, который ныне Киев придает сотрудничеству с Москвой, как выражение желания «нормализовать» отношения со стратегическим партнером, которые ухудшились за прошлые годы. Киев надеется использовать «перезагрузку» своих отношений с Москвой, чтобы гарантировать, среди всего прочего, изменения в контракте, согласно которому он закупает природный газ в России. Однако, непонятно, какие стимулы может Украина предложить «Газпрому», чтобы добиться снижения цены на газ. Подобным образом, Москва надеется, что сможет соблазнить Киев присоединиться к Таможенному союзу с Россией, Беларусью и Казахстаном, но большинство украинцев, с которыми мы общались, исключили такую возможность. Они отметили, что обязательства Украины перед ВТО исключают присоединение к Таможенному союзу и приоритет Киева заключается в создании зоны свободной торговли с ЕС.
В-четвертых, Киев не будет стремиться получить План действий о членстве в НАТО (ПДЧ), но и в дальнейшем хочет поддерживать хорошие отношения с Альянсом. Вопросы членства в НАТО или получения ПДЧ сняты с повестки дня Украины. Высокопоставленные украинские чиновники, однако, дали четко понять, что Украина хочет практического сотрудничества с Альянсом. Действительно, когда господин Янукович возглавлял Кабинет Министров в 2006—2007 годах, практическое сотрудничество между НАТО и Украиной было таким же тесным, как и в любое время в прошлые пять лет.
— В-пятых, политика продолжения интеграции в Европейский Союз занимает высокое место в списке приоритетов Киева. Фактически каждый, с кем мы разговаривали, подчеркивал важность продолжения евроинтеграции. Они рассматривают соглашение об ассоциации, соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, безвизовый режим с ЕС как средства достижения этой цели. И в этом нет ничего неожиданного: политическая стабильность и экономические стандарты жизни в ЕС давно были привлекательной силой для стран, которые граничат с Евросоюзом.
В-шестых, Украина желает развивать тесные отношения с Соединенными Штатами Америки. Мы слышали, что президент Янукович хочет строить отношения на основе Хартии о стратегическом партнерстве, которая была подписана в конце 2008 года, а также расширить двусторонние отношения между Киевом и Вашингтоном.
В-седьмых, значительная часть украинского политического спектра опасается изменения стратегического курса Украины. Некоторые заявления со стороны украинского правительства вызвали опасение, что Президент Янукович и его команда намерена провести большие изменения внешнеполитического курса, включая направления, которые могут поставить под угрозу суверенитет страны.
Определять внешнюю политику Президенту Януковичу. Запад будет приветствовать эту политику, если она будет внеблоковой, а не политикой «неприсоединения», если она будет отдавать преимущество последующей интеграции в ЕС, практическому сотрудничеству с НАТО, тесным отношениям с США, если она будет иметь целью восстановление хороших отношений с Россией и не будет идти на компромисс в вопросах суверенитета Украины. При таких условиях Европейский Союз и Соединенные Штаты будут без проблем взаимодействовать с Киевом. При такой политике НАТО также может сотрудничать, поскольку большинство западных экспертов понимают, что ни украинская общественность, ни ее элита ныне не поддерживают вступления страны в Альянс. Двери НАТО должны оставаться открытыми, но сам Киев должен решать, как далеко и как быстро он готов идти дальше в сотрудничестве с Альянсом.
Таким выглядит разумный подход к внешней политике Украины — если это подход Президента Януковича. Было бы очень полезным, чтобы он изложил свое виденье взаимодействия Украины с миром. Такого заявления ждут многочисленные аудитории в Украине и за рубежом и оно могло бы снять определенную обеспокоенность и опасения, которые возникли в прошлом месяце.