«Бронек» основан известным театроведом, внучкой величайшего актера Валентиной Игоревной Заболотной. Говоря о происходящем в этот день в помещении киевского Дома актера, который, кстати, в настоящий момент находится под угрозой уничтожения, даже не хочется употреблять сухое и слишком официальное словосочетание «церемония награждения». Ведь в основе этого настоящего праздника — не борьба за победу, а человечность, искренность, дружба и любовь к профессии. 14 марта собираются искренние друзья, коллеги, единомышленники — все те, для кого театр является главным делом и любовью всей жизни. И в этой уютной, даже семейной атмосфере награждают актеров и режиссеров, замеченных аналитической группой премии.
«Бучменками» стали режиссеры-дебютанты Андрей Саминин и Александр Кобзарь за спектакль «Играем Чонкина» в Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра. Спектакль по роману Владимира Войновича уже сегодня нашел своего зрителя, ведь режиссеры предложили в нем настоящий театр с интересными мизансценами, неординарными актерскими трюками, оригинальными режиссерскими ходами. Однако, наверное, важнейшим является то, что «Играем Чонкина» — спектакль, сделанный с душой. Не зря то удовольствие, с которым работают в нем актеры, кажется, энергетически охватывает каждого в зрительном зале.
Еще одной работой, поразившей критиков и зрителей, стал спектакль в постановке Игоря Славинского «Люксембургский сад» в Театре на Подоле. Постановка — это, так сказать, музыкально-хореографическое действо, своеобразная театральная мистификация на тему Люксембургского сада, объединившего чувства разных людей. Французский шансон, песни Эдит Пиаф, рок-н-ролл и поэзия Бродского помогли молодым актерам создать настоящую театральную сказку, апеллирующую, в первую очередь, к чувствам и эмоциям зрителя. Кстати, в течение встречи все собравшиеся смогли увидеть отрывки из спектакля.
Что касается актерских работ, аналитическая группа отметила актера Театра драмы и комедии Николая Боклана, которого в спектакле «Играем Чонкина» сыграл аж две роли — непутевого, запуганного, однако трогательного председателя Голубева и бездушного командира Губу. Кстати, эти работы помогли актеру вырасти из амплуа героя-любовника. А вот спектакль того же Игоря Славинского «Мертвые души» ввел в круг «бучменков» сразу нескольких актеров: Софию Письман (в роли Коробочки), Сергея Бойко (в роли Ноздрева), Владимира Кузнецова (в роли Плюшкина) и Максима Максимюка (в роли Манилова). Каждый из этих характеров — индивидуальность и, одновременно, часть единого органического режиссерского решения. Чего только стоит несколько парадоксальная, сконфуженная, однако хитрая Коробочка или же неожиданно трогательный Плюшкин?.. Члены аналитической группы и основатель премии отметили также работы Светланы Телегловой в спектакле «Дежурка» (Театр на Подоле) и Богдана Бенюка (Кочкарев) в спектакле «Женитьба» по Гоголю в Театре им. И.Франка.
Однако настоящим сюрпризом для гостей стал лауреат премии (а, по концепции, он должен быть только один). Художественный руководитель и режиссер Днепропетровского театра «Віримо!» Владимир Петренко получил «Бронека-2010» за острый, щемящий спектакль о Голодоморе «Голодная кровь». Следовательно, «Бронек» начал осваивать новые территории, не ограничиваясь лишь столицей.
По словам Владимира Петренко: «Голодная кровь» стал результатом работы Лаборатории современной украинской драматургии, которую провел театр с целью написания пьесы, посвященной памяти жертв Голодомора 1932—1933 годов. «Мне очень хочется, чтобы этот спектакль увидело как можно больше людей. Его уже видели зрители в Черкассах, Хмельницком, Житомире, Луцке, Тернополе, Львове. Невзирая на трагическую тему, спектакль не мрачный и ныне у днепропетровской молодежи он на третьем месте по популярности. У нас в репертуаре идут «Рядовые» и «Голодная кровь», и я горжусь тем, что мои 30-летние артисты могут пропустить эти темы через свое сердце и душу. Наш театр — в прямом смысле театр-дом, театр-семья. У нас есть хорошие актеры, но звезд нет, потому что это театр-команда. И я думаю, что ансамбльная игра — одна из обязательных наших составляющих».
Напомним, Театр «Віримо!» (в профессиональном статусе работающий 6 лет — как муниципальный театр) возник из студийного движения. Все актеры в нем — воспитанники художественного руководителя театра Владимира Петренко. Они учились в его студии, а уже потом получали высшее театральное образование в Харьковском институте искусств. Сам Петренко — ученик Сергея Данченко и лауреат премии им. Данченко.
На «Бронек-2010» прозвучали: песня-приветствие от прошлогодних лауреатов, искренние и теплые слова друзей и коллег, воспоминания, театральные басни, анекдоты и шутки. Сложно перевести в словесный формат то настроение, с которым пришли на вручение премии гостьи, и которое смогла создать основатель этого душевного, действительно весеннего праздника. «Бронек» стал не просто альтернативой «Киевской Пекторали», а полностью самостоятельным творческим мероприятием. И уже сегодня очевидно: у актеров и режиссеров появилась еще одна возможность не только быть признанными, замеченными, услышанными, но и почувствовать себя нужными и любимыми.