Станут ли сегодняшние разногласия между турецким премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом и влиятельной армией этой страны причиной осложнения или задержки самых смелых инициатив Турции за последние годы, а именно шагов по снятию давней напряженности в отношениях с армянами и курдами?
Реструктуризация роли турецкой армии имеет решающее значение, но если Турция не сможет продолжить нормализацию отношений с армянами и курдами, то ситуация внутри самой Турции, ее отношения с данными двумя народами, а также напряженность на Кавказе, несомненно, усугубятся. Среди нескольких очагов напряженности в регионе, в том числе между Грузией и Россией по поводу Южной Осетии и Абхазии, напряженность между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха является одной из самых серьезных.
В случае Грузии и России несоразмерность территории, политического влияния и военной мощи в пользу одной из сторон является достаточным фактором, сдерживающим возвращение к применению силы. К тому же, в данной ситуации отсутствуют какие-либо союзы, которые могли бы осложнить положение. Грузия не является членом НАТО, а Соединенные Штаты, конечно же, не станут воевать с Россией из-за Грузии.
Армяно-азербайджанская борьба более опасна. Это уже не безобидное перетягивание каната двумя небольшими постсоветскими республиками, а часть армяно-турецко-азербайджанского треугольника. Возникновение данного треугольника является прямым следствием процесса нормализации отношений между Арменией и Турцией, начавшегося, когда президенты двух стран встретились на футбольном матче.
Сейчас данный процесс зависит от протоколов установления дипломатических отношений, подписанных обоими правительствами, но не ратифицированных ни одним из парламентов. Завершение данного процесса прямо и косвенно зависит от того, смогут ли армяне и азербайджанцы разрешить нагорно-карабахский конфликт.
Данный запутанный трехсторонний спор может вызвать множество проблем, если его не удастся осторожно распутать. Турция, которая уже почти два десятилетия заявляет о своей поддержке Азербайджана, публично обусловила сближение с Арменией уступками со стороны Армении в пользу Азербайджана.
Турция, являясь членом НАТО, соответственно, стала теперь еще одной стороной данного конфликта, и любая военная вспышка между армянами и азербайджанцами может втянуть в конфликт и ее, и, возможно, Россию — либо на основании ее двусторонних договоренностей с Арменией, либо через Организацию договора о коллективной безопасности, членами которой являются в том числе Армения и Россия.
Учитывая вопросы энергетической безопасности, любой конфликт с участием Азербайджана также серьезно затронет и Европу. Еще пострадает Иран, поскольку он является приграничным государством с интересами в данном регионе.
Вооруженные силы Армении и Азербайджана не сталкивались уже более полутора десятилетий. Но это объясняется лишь постоянным осознанием военного баланса и надежды на успешность будущих переговоров.
Сегодня оба данных фактора изменились. Восприятие военного равенства претерпело изменения. Азербайджан, потративший в последние годы уйму денег на вооружение, теперь, возможно, считает, что перевес на его стороне. В то же время снизилась надежда на переговоры, которые, похоже, зашли в тупик — в основном потому, что были связаны с армяно-турецким процессом, который также буксует.
Дипломатические протоколы, ожидающие ратификации парламентами двух стран, стали жертвами просчетов с обеих сторон. Армяне подумали, что Турция найдет способ примирить интересы Азербайджана с помощью открытия Турции для Армении и что она откроет границу с Арменией вне зависимости от степени прогресса в решении нагорно-карабахского вопроса. Проблема в том, что Турция изначально закрыла границу именно из-за проблем в Нагорном Карабахе, а не по причине каких-либо двухсторонних турецко-армянских проблем.
Турция посчитала, что, подписав протоколы с Арменией и ясно продемонстрировав свою готовность открыть границу, армян можно будет каким-то образом упросить или вынудить поскорее решить нагорно-карабахскую проблему или сдать территории, окружающие Нагорный Карабах. Но это всегда было маловероятным в отсутствие полноценного урегулирования ситуации, которое решало бы главный вопрос, волнующий армян — вопрос безопасности, и выполняло бы их главное политическое требование, а именно определение статуса Нагорного Карабаха.
Обе стороны, по-видимому, немного удивлены ожиданиями друг друга. В настоящее время растут опасения, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта становится все менее реальным, поскольку публичная поддержка Азербайджана Турцией усилила его ожидания, в то время как некоторые армяне опасаются сговора между своими соседями с целью вынудить их заключить невыгодный договор.
Для Турции наступает решающий момент. Армяно-турецкий дипломатический процесс зашел в тупик, а усилия турецкого правительства по примирению с крупным курдским меньшинством страны кажутся безрезультатными. Аналогично тому, как утрата доверия среди курдов и турков в восточной Турции может расшатать возникшую там в последнее время неустойчивую стабильность, утрата надежды на урегулирование нагорно-карабахского конфликта может прервать временное военное затишье между армянами и азербайджанцами.
Но ситуация не является непоправимой. Бесконечные публичные «спарринги» между турецкими и армянскими чиновниками в СМИ не помогают. Настало время лидерам обеих стран поговорить друг с другом в частном порядке, понимая нестабильность, которая может возникнуть в случае неспособности завершить процесс дипломатического открытия, начатый двумя сторонами.
Одновременно с попытками Турции устранить последствия своего внутреннего развития, изменив роль армии в обществе, она должна наладить свои исторически плохие отношения с Арменией. Последняя резолюция, принятая Комиссией по иностранным делам Конгресса США, призывающая президента Обаму учесть во внешней политике США «необходимое понимание и восприимчивость» в отношении геноцида армян, должна послужить ясным сигналом как для турецкого, так и для армянского правительств о том, что армяне не собираются ставить под вопрос историческую достоверность геноцида. В конце концов, если Франция и Германия могут жить со сложной историей своих отношений, то на это должна быть способна и Турция.
Обе стороны должны пойти на уступки, взглянуть на ситуацию беспристрастно, признать недостатки в протоколах, учесть минимальные требования противоположной стороны, а также помнить о том, что один-единственный документ не сможет залечить все раны и искоренить все страхи.
Данные усилия должны получить поддержку международного сообщества. Подобную проблему нельзя считать простым урегулированием старых обид. На карту поставлено будущее региона, имеющего большое значение для мира в Евразии.
Вардан ОСКАНЯН — министр иностранных дел Армении с 1998 г. по 2008 г.