Премьер-министр Индии в пятницу назвал Россию «краеугольным камнем нашей внешней политики и ценным стратегическим партнером». Нельзя было более открыто показать, что пренебрежение Индией со стороны администрации Обамы уже приводит потихоньку к определенным реальным изменениям во внешней политике. Если Соединенные Штаты не проявят достаточной оперативности, то достигнутые за последнее десятилетие значительные успехи в американо-индийских отношениях могут пойти насмарку.
Г-н Сингх вернулся к имеющим долгую историю отношениям с Россией; отношениям, расцвет которых пришелся на период холодной войны. Индия в ту пору переживала индо-пакистанский конфликт в Кашмире и сильно рассчитывала на поддержку со стороны Советского государства, обладавшего правом вето, в Совете Безопасности при ООН. Кроме того, Индия зависела от Советов, недорого поставлявших ей сложные военные технологии, и рассчитывала на них как на силу, способную сдерживать Китай в случае возобновления конфликта вокруг спорной границы в Гималаях.
Советам же, в свою очередь, ограничение американского влияния в Индии давало определенное дипломатическое преимущество. Это был удачный дипломатический маневр: Москва получала возможность похвастать превосходными отношениями с крупнейшей демократией в мире, лидером группы из 77 развивающихся наций и членом-основателем движения неприсоединившихся стран. Позднее, после приведшего к катастрофе вторжения в Афганистан, русские могли рассчитывать на сочувственное молчание Индии в Генеральной Ассамблее ООН во время дебатов о советской оккупации Афганистана.
Визит премьер-министра Владимира Путина в Нью-Дели, прошедший на прошлой неделе, подчеркнул восстановление всей значимости этих двусторонних связей. Российско-индийские отношения имеют прочные основания: расцвет индийской экономики создает новые возможности инвестирования. Благодаря энергичным усилиям администрации Буша, приведшим к заключению исторического соглашения между Индией и США по мирному атому, Индия стала участником мирового рынка мирного атома. По иронии судьбы, сейчас на этом наживаются россияне. Во время визита Путина стороны договорились о поэтапном плане действий по сооружению двух новых ядерных реакторов мощностью тысяча мегаватт в Куданкуламе в южном штате Тамил Наду.
Российская сторона стремится возобновить отношения с Индией и в области вооружений. Уже достигнута договоренность о продаже обновленного авианосца советской эпохи «Адмирал Горшков», который должен быть доставлен в Индию в конце 2012 года. Путин, ведя на прошлой неделе успешные переговоры с Нью-Дели о продаже дополнительного числа самолетов-истребителей МИГ-29, для которых платформой может послужить «Горшков», уже начал на будущее активно рекламировать новые многоцелевые боевые самолеты МИГ-35. В настоящее время индийские военно-воздушные силы намерены приобрести 126 самолетов подобного типа, общей суммой на 12 миллиардов долларов. Между американскими, европейскими и российскими производителями военной авиации идет активная война предложений.
Кроме того, 24-часовой визит Путина еще раз подтвердил значение индийско-российских дипломатических связей, ослабших было при его предшественнике Борисе Ельцине. Ельцин занимался, главным образом, вопросами внутренней политики, а, обращая свой взгляд за рубеж, в первую очередь, искал расположения Запада, а не Индии. Индия в ту пору имела меньше возможностей для инвестирования, торговля же оружием тогда Москву не привлекала. Теперь все изменилось.
Активизировавшиеся интересы России на Индийском полуострове резко контрастируют с явным пренебрежением со стороны США, что фрустрирует и приводит в замешательство многих политических деятелей в Нью-Дели. Государственный визит г-на Сингха в США в октябре прошел с большой помпой. Но Вашингтоном предпринято прискорбно мало усилий для реализации таких вопросов первостепенной важности, как совместные торговые предприятия, борьба с терроризмом и отношения между военными структурами. Был заключен договор между США и Индией по мирному атому, но существует весьма сильное беспокойство относительно надежности американских поставщиков. Обама потратил намного больше времени на обхаживание таких стран, как Северная Корея, Китай и Пакистан, чем на Индию.
Хорошие индийско-российские отношения не обязательно должны строиться в ущерб прочным индийско-американским отношениям. Но двусторонние связи не формируются и не поддерживаются сами собой. Если Обама будет по-прежнему пренебрегать Индией, другие государства — многие из которых рассматривают США как стратегического соперника — заполнят образовавшийся вакуум. Учитывая авторитарные режимы ряда азиатских стран, терроризм и слабую экономическую эффективность стран Азии, допустит ли Обама, чтобы отношения США-Индия снова опустились до степени взаимного пренебрежения, как это было в последний раз во время холодной войны? Скоро, по-видимому, нам предстоит это узнать.
Сумит Гангули — заведующий кафедрой Ngee Ann Kongsi Международных отношений в школе Международных исследований Раджатнам при технологическом университете Наньян в Сингапуре.