Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Советская» армия независимой Украины

Возможна ли перезагрузка?
23 февраля, 2010 - 19:24

Празднование Дня защитника Отечества 23 февраля учредил в Украине Леонид Кучма. Именно учредил, а не возродил: до этого в независимой Украине праздника под таким названием не существовало никогда. Официальным поводом его введения был такой: «Люди привыкли к этому празднику». Повод этот с самого начала был неубедительным: кое-кто привык праздновать и 7 ноября — так что же теперь, объявлять официальным праздником и этот день? Когда Кучма официально ввел празднование 23 февраля, это был как раз период его очередного сближения с Россией и борьбы за «нашу историческую с ней общность». Средством засвидетельствовать эту общность и стало введение Дня защитника Отечества.

В советские времена 23 февраля отмечали День советской армии. В 80-е годы в студенческой и молодежной среде делали это чаще всего с изрядной долей иронии, совсем не так, как было положено. Как же было положено? Этот праздник был парным с Международным женским днем 8 Марта. 8 Марта мужчины поздравляли женщин, 23 февраля — женщины мужчин.

Это был не только день узаконенной милитаристской истерии в милитаристской стране. Внушение советским людям тождественности понятий «мужчина» и «солдат» — вот что было целью этого праздника. Предназначение мужчин — быть солдатами, предназначение женщин — быть матерями и женами солдат: вот это и была нехитрая философия 23 февраля и 8 Марта. В конце ХХ века это было явным анахронизмом, еще более явным анахронизмом представляется это теперь, в немилитаристской, нетоталитарной Украине.

День официальной ностальгии по советскому милитаризму — вот что отмечаем мы 23 февраля. День ностальгии по армии как якобы привилегированной, если вообще не главной, прослойке общества. Можно понять, когда это делают военные в узком профессиональном кругу. Вот только имеет ли эта ностальгия под собой реальные основания? Не созданный ли пропагандой миф о советской армии лелеем мы?

И в советские времена было более чем достаточно офицеров, годами ютящихся в общежитиях или вынужденных снимать частные квартиры. И в советские времена бытовые проблемы военных решались универсальной отговоркой: «Вы давали присягу». И в советские времена очень значительная часть техники не могла сдвинуться с места — не было то запчастей, то денег на запчасти, то просто руки не доходили.

Тем не менее только лишь заходит речь о проблемах Вооруженных сил, как именно этот миф с очевидностью служит за образец для подражания — миф о мощной, технически оснащенной, не страдающей от недостатка финансирования советской армии, не знавшей проблем. Миф о «золотом веке», когда военные якобы пользовались всеобщим уважением и авторитетом, а юноши становились в очередь перед военкоматами, чтобы скорее пойти на службу в армию.

Может быть, когда-то так и было. Вот только когда? Анекдоты об армии, которыми и сейчас пестрят газеты и журналы, родились именно тогда, в «золотой век». Выражение «откосить от армии» — тоже.

Странные вещи происходят во время призывов на срочную службу. Ни для кого не секрет: коррупция в военкоматах зашкаливает. Многие призывники откупаются от службы. Даже расценки взяток общеизвестны. Это — с одной стороны. С другой стороны, катастрофического недобора новобранцев не наблюдается. Министерство обороны не посылает сигналы бедствия: мол, призыв провалился, в армии некому служить.

Как это может быть? А вот не знаю. Разъяснений Минобороны встречать не приходилось, а звонить туда и пытаться выяснить — занятие, учитывая специфику этой организации, бесполезное. Выглядит все так, будто количество призывников, освобожденных от службы за взятки, изначально закладывается в планы каждого призыва. Иными словами, взятки в военкоматах почти легализованы. И если бы вдруг они исчезли, в армию хлынула бы масса призывников, которых просто не за что было бы кормить и одевать: в бюджете не было бы для этого средств.

Стали уже привычными жалобы и самих военных, и политиков на «чрезмерное» сокращение армии. Впрочем, никто из них так и не назвал цифру: а сколько военнослужащих должно быть? Цифру, взятую не с потолка, а обоснованную точными расчетами. Численность и боеспособность армии находятся далеко не в прямой зависимости.

И в этом брать советскую армию как некий образец, к которому мы должны стремиться? Уже никто и не вспоминает, как часто солдаты выполняли сугубо гражданские работы на заводах, в колхозах, в коммунальном хозяйстве. Еще 15 лет назад было невозможно увидеть, чтобы траншеи на улицах рыли экскаваторы — это делали солдаты, и только они. Было очень удобно: плату за труд они не получали, да еще и были безропотно послушными, бесправными. А чтобы работу выполняли не спустя рукава, были офицеры, которые целыми днями только и делали, что, удобно развалившись в тенечке, покрикивали да подгоняли. А сколько солдат только и занимались тем, что приводили и приводили в порядок территорию военных частей, вплоть до покраски травы и приклеивания к деревьям опавших листьев?! Немало людей еще помнят это.

Высокая техническая оснащенность советской армии, разумеется, не была мифом. Но она касалась в основном лишь элитных войск. Да и армейские технологии не улучшали жизни людей: вне военной сферы они не находили применения, в гражданское производство не внедрялись. Почему двадцать с лишним лет назад провалилась объявленная Горбачевым конверсия? Нет, не только из-за плохой организации. Главной причиной было то, что уровень развития гражданской экономики не соответствовал этим технологиям. Их негде было применить. Согласитесь, глупо внедрять компьютеры там, где нет электричества. Кстати об электричестве — это вовсе не такое уж преувеличение. Когда Юрий Гагарин полетел в космос, во многих украинских селах невиданной диковинкой все еще была обыкновенная «лампочка Ильича».

Но это — элитные части. Для большинства солдат вершиной техники были автомат и лопата. И вот, представляется, почему. Вовсе не оборона была главной целью советской армии. Нескончаемые уборки территории, работа на гражданских объектах вовсе не повышали ее боеспособность. Равно как и характерная для армии 70-80-х годов организационная неразбериха с массой командиров, отдающих противоречивые приказы. Ничего более неорганизованного, чем боевые тревоги в той армии, видеть не приходилось. Это и не удивительно: советская армия выполняла, прежде всего, политико-идеологические задачи.

Во-первых, обласканная пропагандой многочисленная армия с приоритетным финансированием и прочей «заботой государства», как ничто другое, помогала внушать советским гражданам: отечество в опасности, не до жиру — быть бы живу. Нечего, мол, жаловаться на невысокие жизненные стандарты, недостаток самых элементарных товаров и прочие «неудобства». Страна вынуждена содержать большую армию, иначе ее тут же захватят враги. И тут как нельзя кстати приходился день 23 февраля, отмечаемый как «праздник всех мужчин». Именно с его помощью в сознание советских граждан внедрялось убеждение: мужчины рождаются, прежде всего, для того, чтобы стать солдатами. Это — главное и едва ли не единственное их предназначение, все остальное — недостойная внимания ерунда. Гражданская, мирная жизнь — явление временное.

Во-вторых, два (а на флоте — три) года службы — для восемнадцатилетнего человека это безумно много. На стене сборного пункта как-то довелось увидеть граффити: «Я оставил здесь свою юность. Через два года вернулся — а ее уже нет». Никто, кстати, так и не доказал, что два года — это оптимальный срок службы, за который только и можно обучить солдат их ремеслу.

Два года с восемнадцати до двадцати — это именно те годы, когда формируется не только характер, но и мировоззрение. Что это были за два года? Во многих военных частях, если не в большинстве их, не практиковались увольнения на выходные. Обязательного отпуска тоже не было — двухнедельный отпуск один раз за два года был поощрением, которое командиры могли дать «за особые заслуги». Два года безо всяких прав за колючей проволокой, почти без контактов с внешним миром, под постоянным присмотром — вот чем была советская армия. Не что иное, как «воспитание» молодого поколения в духе слепого бездумного подчинения любым приказам, — вот что было ее целью.

Обязательный для всего мужского населения «мини-ГУЛАГ» — вот каким еще со сталинских времен было основное предназначение советской армии. Расхожий афоризм тех времен: «Девушка становится женщиной за одну ночь, парень становится мужчиной за два года». Служба в армии была своеобразным обрядом инициации, после которого «советский человек» считался окончательно сформированным. Не потому ли на высокие посты в СССР практически не допускали женщин, что они такой инициации не проходили? Наличие обряда инициации — безошибочный признак глубоко патриархального уклада жизни.

Именно полученные в армии представления о том, как надо «уметь жить», во многом определяли поведение людей и «на гражданке». Определяют в значительной степени и сейчас. Армейские традиции — вещь чрезвычайно устойчивая, передающаяся из поколения в поколение. Ни указами, ни законами их не сломать. Неудивительно, что все худшие традиции советской армии живут и в армии украинской — та же дедовщина, например, отсутствие увольнений и отпусков. Более того: наблюдается тенденция передислокации воинских частей из городов в отдельные военные городки, где ходить в увольнения просто некуда. «Гоблины» — вот как и сегодня почти открыто называют солдат офицеры. Украинская армия остается все такой же армией ГУЛАГовского типа. Без полной перезагрузки Вооруженных сил их ГУЛАГовского характера не изменить. Если политики и обозреватели, говоря об идеальных вооруженных силах, ориентируются на советскую армию, ВС обречены остаться репрессивными. Как перезагрузить их? Существует, как представляется, единственный способ — контрактный принцип набора и отказ от призыва. Иного пути нет.

Борис БАХТЕЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ