Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Доживем до понедельника

Кандидаты и их штабы бросились в решающий телебой
4 февраля, 2010 - 19:46

Все отечественные ток-шоу ныне пребывают в максимально отмобилизованном и нацеленном на последний (?!) тур президентских выборов состоянии. Телеканалы уже давно приравняли к пропагандистскому «штыку». О чем бы ни говорили ведущие и гости — над всеми довлеет это магическое слово «выборы».

А выборы у нас сегодня особенные, как сказал один российский олигарх, спасающийся от результатов собственной политической неосмотрительности на берегах туманного Альбиона: «...украинцы выбирают между очень плохим и очень-очень плохим». Как говорилось в древней молитве: «Господи, дай мне силы перенести то, что я не в состоянии изменить. Господи, дай мне силы изменить то, что я не в состоянии перенести. И дай мне разум, чтобы не перепутать первое со вторым».

Ну, последняя фраза — это как раз о нас, чтобы мы не перепутали большее зло с меньшим...

СТРАСТИ ПО ЛУЦЕНКО

«Гвоздем программы» в большинстве инормационных программ в этот день оказался шеф МВД Юрий Луценко и горячее желание Партии регионов «уничтожить его как класс». Интересно, кому и в какой форме Луценко помешал проводить выборы? Ведь, по общему признанию (как в Украине, так и за рубежом), первый тур президентских выборов прошел вполне пристойно. Откуда же такое недовольство милицией? Может, кое-кто жаждал триумфа уже тогда? А милиция расстроила передовые избирательные технологии?

Страсти по Луценко на протяжении нескольких дней давали о себе знать в эфире «Шустер-LIVE». Нардеп от ПР Вадим Колесниченко, защитник «угнетаемого» в Крыму русского языка, в последнее время явно претендующий на статус «информационного лица» «регионалов» (за что придется выдержать нешуточную борьбу с Анной Герман), предлагал оценить действия отсутствовавшего министра... медикам. При этом Колесниченко грешил предвыборной несанкционированной агитацией в эфире, а поскольку не он один из «регионалов» так поступает, Савик Шустер понимающе-снисходительно оценил нарушение следующим образом: «Они без этого не могут». Надо полагать, это означает, что в этой студии закон распространяется не на всех... Украинскую милицию Колесниченко назвал «вооруженными бандитами». Да, хорошо иметь депутатскую неприкосновенность, можно снять с языка все тормоза...

А в программе «Я так думаю» произошло явление народу самого Юрия Луценко (где он принялся объяснять, за что впал в такую немилость у «регионалов», мол, милиция — это последний барьер перед хаосом и анархией, поэтому ее пытаются деморализовать) и его оппонента Святослава Пискуна. Последний, в свою очередь, требовал абсолютного неучастия милиции в выборах, ведь МВД влияет на избирательный процесс.

Судя по всему, МВД действительно очень мешает кое-кому, жаждущему электорального триумфа. Законной или незаконной была отставка Юрия Луценко? Если незаконной, то Юлии Владимировне в состоянии праведного гнева не мешало бы вспомнить о степени законности отставки министра обороны Юрия Еханурова — как насчет единых критериев?.. Никак не хотят понять наши деятели, что каждым своим действием они создают некий прецедент: если ты сегодня, не очень отягощая себя законностью, спихнешь кого-то неугодного, то завтра по такой же облегченной схеме спихнут и тебя самого.

ДЕБАТЫ В ОДИНОЧЕСТВЕ

Упорно отказываясь сойтись в полемической схватке с Юлией Тимошенко, Виктор Янукович вынужден коротать телеэфиры в гордом одиночестве — как, например, в понедельник на ICTV или в пятницу у Савика Шустера. Тонкий ценитель творчества «великого украинского поэта» А.П. Чехова порицал коррупцию, обещая создать какой-то особо «страшный» для коррупционеров орган преследования. Но говорил как-то очень скучно, без драйва, по обязанности, отрабатывая предвыборную повинность. С трудом подбирал слова и выглядел неуверенно, хотя в студии никаких «лишних» людей не было и неожиданных вопросов не звучало. Победоносный дух Виктор Федорович не излучал, несмотря на идеально комфортные условия и предупредительность ведущего.

Мне даже стало жаль победителя первого тура, производившего впечатление незаслуженно обиженного человека. Янукович был скован. Казалось, что он смертельно боится сказать что-то лишнее, что-то сболтнуть, ошибиться, оговориться...

А в это же самое время у Евгения Киселева в «Большой политике» Юлия Тимошенко блистала остроумием и искрящимся юмором, хотя и несколько переигрывала (в ее публичных выступлениях это главная проблема).

Тимошенко держалась на чужом для нее «поле» «Интера» весьма уверенно, выстроив свой спич в наступательном стиле (разоблачение незаконной, по ее мнению, отставки Луценко, печально знаменитое Межигорье и т.д.).

Чего скрывать, слушать ее было интереснее, чем тяжелую, натужную речь Виктора Федоровича. Тимошенко отстаивала свою позицию очень темпераментно, не обращая внимания на скептические улыбки журналистов. Они ехидно «допрашивали» премьера и по поводу ее налоговой декларации, и на предмет того, не станет ли она порицать власть, сидя уже в кресле президента? Господа журналисты, а кто у нас не ругает власть? Покажите мне такого ее представителя, который не метал бы в нее, проклятую, громы и молнии... У нас все начальники немедленно начинают отстраняться от власти, как только речь заходит об ответственности. Это фундаментальное бедствие всей украинской общественно-политической жизни и административного управления, не позволяющее построить адекватное государство. Все хотят командовать, но никто не хочет взвалить на себя ответственность... Вот, например, свежий плакат в Верховной Раде: «Не дадим власти сорвать выборы!». Неужели дяди и тети с депутатскими значками настолько невежественны, что до сих пор не знают, что они сами и есть власть? Законодательная! Да еще в парламентско-президентской республике! Воистину, как сказал герой анекдота чукча московскому милиционеру, пытавшемуся его оштрафовать: «Работать надо, красный морда, а не деньги просить!».

Кстати, кого это там называют четвертой властью?

Но вернемся на поле телеристалища. Евгений Киселев почему-то совсем не был с Тимошенко таким же предупредительным, как с Януковичем. Юлия Владимировна говорила слишком красиво, в барочном стиле (а не мешало бы добавить суровой «готики»!), как слаломист, стремительно обходя «колючие» вопросы. В частности о том, как Украина будет расплачиваться с огромными долгами. И хотя риторические пируэты пани Юлии заметно раздражали журналистов, не менее искусным было увиливание от вопроса об отношении Юлии Владимировны к указам Ющенко о награждении Степана Бандеры и признании ОУН-УПА. Как ни старался российский журналист Айрат Шевалиев, желаемого из премьера не вытянул. Впрочем, ему это не помешает в СМИ его отечества все подать в нужном работодателям виде. А как быть нам? Ведь позиция кандидата в президенты Украины в этом вопросе принципиально важна для украинского общества и должна быть четко артикулирована. Так же как и в вопросе о свободе слова. Правда, Савик Шустер все-таки отважился задать Януковичу «лобовой» вопрос: «Вы будете гарантом свободы слова в Украине?». Виктор Федорович с отчаянной решимостью человека, совершающего прыжок с парашютом (или даже без такового), рубанул: «Буду!». Посмотрим...

Преодолевая «журналистское сопротивление», напоследок Юлия Владимировна «проехалась» по «изысканиям» В.Ф. Януковича в области изящной словесности. Хотя, наверное, справедливо успокоил ее Киселев: «Сторонники Януковича не питают иллюзий относительно его грамотности». Но если Виктору Федоровичу его речи даются тяжко, то пылкость риторики Юлии Владимировны временами даже вредит ей. Ведь риторику тоже надо уметь дозировать, по крайней мере, не стоит слишком обольщаться собственным красноречием. Кстати, красноречие бывает неотразимым тогда, когда за ним стоят красноречивые дела.

Что ж, доживем до понедельника, хотя и он не сулит нам покоя, во всяком случае, в телевизионном пространстве.

Игорь ЛОСЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ