В последнее время в словацкой и украинской периодике Словацкой Республики высокую оценку получила монография франкианы словацких украинистов — историка восточнославянских стран и народов Мирослава Даниша и Николая Неврлого, действительного члена НАН Украины.
Н. Неврлый окончил курс славистики в Карловом университете в Праге, в то же время он учился в Украинском Свободном университете, в этом детище украинской эмиграции после Первой мировой войны. Именно занимаясь в УСУ, Н. Неврлый глубоко изучил творчество Т. Шевченко и И. Франко. Именно благодаря Н. Неврлому в 1956 г. состоялось открытие мемориальной доски на Славянском острове в Праге в память об И. Франко. Н. Неврлый инициировал открытие памятника Тарасу Шевченко в Братиславе (1990).
Второй автор — М. Даниш изучал историю и славистику на философском факультете Университета им. Я.А. Коменского в Братиславе. Степень кандидата исторических наук получил после защиты диссертации на историческом факультете КНУ им. Тараса Шевченко в 1989 г. С 1995 г. М. Даниш — заведующий кафедрой общей истории философского факультета Университета им. Я.А. Коменского в Братиславе. Преподает историю стран Восточной Европы, историю Украины и России. В своих научных исследованиях он чаще всего касается проблематики словацко-украинских и словацко-российских взаимоотношений.
Монография «Иван Франко. Жизнь и творчество (1856—1916)» вышла в г. Пряшеве. Издание богато иллюстрировано фотографиями из жизни и творчества И. Франко, использована литература, библиография словацких переводов произведений писателя, словацкая франкиана и резюме на украинском, немецком, английском и французском языках, а также именной реестр, который намного облегчает работу ученых европейского уровня над этим изданием.
Об этой книге академик Национальной АН Украины Иван Дзюба написал: «Авторы подчеркивают большое и многогранное творчество Ивана Франко, которому есть что сказать каждой генерации. И в этом его гениальность. Этот труд распространяет сведения о феномене Ивана Франко в славянском мире, в частности в среде словацкого общества».
Каждая историческая эпоха пыталась навесить И. Франко соответствующий ярлык собственной идеологии, философии или политической ориентации. Франко родился в Восточной Галичине в с. Нагуевичах. Для своего времени он был глубоко образованным человеком и смотрел далеко в будущее. Для многих своих современников он оставался непонятным и достойно не оцененным. Он вдохновенно распространял знания о славянской взаимности. В отношениях с поляками и русскими он отстаивал принципы равенства и взаимопонимания. Его склонность к всеславянской взаимности сближала его с другими славянскими народами, в т.ч. со словаками. Словаки отстаивали самостоятельность своего языка и отстаивали свою независимость. «Словаки являются одним, — писал И. Франко, — из наиболее интересных народов всего славянского мира, особенно с точки зрения своей исторической судьбы и характера». Эта характеристика словаков правдоподобно вытекала из исторического опыта собственного украинского народа, опыта, который был у словаков и украинцев и который Франко чувствовал на собственной шкуре в украинско-польской Галичине, управляемой как и Словакия Австро-Венгерской монархией.
Франко был украинским интеллектуалом, который жил и работал прежде всего в Западной Украине, но в своем творчестве обращался ко всей Украине и принадлежал он всей Украине, утверждают словацкие украинисты. Он был национальным писателем, который сумел доходчиво изобразить жизнь и психологию разных прослоек галицкого общества. В своих выводах он далеко выходил за пределы Украины. Его государственно созидательные идеи ясно определяли будущее единой Украины. Он говорил о ней, как о будущем, которое необходимо с большой ответственностью подготовить, совершив реальные и политические шаги. Франко стоял у истоков первых политических партий в Украине (он был одним из основателей и первым председателем галицко-украинской радикальной партии, позже членом социально-демократической партии, а впоследствии, когда выяснилось, что эти партии идут путем экстремизма, он решительно стал на сторону борьбы за единую Украину.
Хотя Франко отличался сильным социальным чувством, но после подробного изучения положений марксизма, этот украинский провидец с этим учением не согласился и, например, коммунистическую идеологию уже в то время определил как вредную, которая приведет общественное развитие к социальной несправедливости, унижению индивида и, в конце концов, к его геноциду.
Иван Франко работал во всех жанрах литературного творчества — был поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом и автором многих произведений детской литературы. Во всех жанрах он был великаном, своеобразным и смелым экспериментатором. В поэзии прежде всего он использовал точные канонические строфы, всегда подчиненные рифме. Франко обогатил украинскую литературу сонетами, он в числе первых сделал сонет очень актуальным. Поэзия Франко идейно и тематически богатая и рисует широкий круг картин из жизни всех прослоек галицкого общества. В своих началах это творчество проникнуто революционностью, молодецким запалом и поисками социально справедливого общества. Франко в своем творчестве обратился к широким эпическим сюжетам, к социальным и философским поэмам, как, например, «Панські жарти», «Іван Вишенський», «Цар і аскет», «Смерть Каїна», «Мойсей».
Новаторством для украинской литературы была и проза Франко, его реализм. Тогдашнюю галицкую прозу он обогатил новыми сюжетами и образами, в которых доминировал социально-психологический и этически-философский аспект. Он был автором десяти романов, более сотни новелл и очерков. От первого романтического произведения «Петрії і Довбущуки» он перешел к произведениям реалистической прозы. Больше всего его заинтересовала тяжелая жизнь нефтяников Борислава, что близ его родного села Нагуевичи. Определяющим для бориславского цикла является роман «Борислав сміється», в котором впервые в европейской литературе отражена организованная социальная борьба рабочих за свои права.
Из исторической прозы И. Франко завоевал популярность его роман «Захар Беркут», который своими мотивами борьбы галичан с монгольской экспансией в ХІІІ в. близок и к словацкой истории. В романах «Перехресні стежки», «Основи суспільності» Франко дал яркие картины жизни галицкой интеллигенции; поражают автобиографичные рассказы, новеллы «Schonschreiben», «На дні», «Малий Мирон».
Идейно богатым является также драматургическое творчество И. Франка. Его пьесы «Украдене щастя», «Сон князя Святослава» принадлежат в настоящее время к классическим произведениям украинской сцены. В драматических произведениях «Учитель», «Рябина», «Будка ч. 27», «Майстер Черняк», «Кам’яна душа», «Послідній крейцар» И. Франко проявил себя мастером живых диалогов, драматических конфликтов с динамическим социально-психологическим содержанием. В сфере детской литературы выделяются «Коваль Бассім», «Пригоди Дон-Кіхота», «Коли ще звірі говорили». Большая поэма для детей «Лис Микита» нашла своих благодарных читателей и за пределами Украины.
Франко владел 14 языками и, кроме всех славянских, для него немецкий и французский были как родные. Некоторые произведения писал на русском языке, польском и немецком. Свои языковые способности реализовал как переводчик и как знаток мировой литературы. Он перевел на украинский язык произведения 60 мировых авторов. Исключительность франковской переводческой работы заключается не только в многоаспектности, но и в разнообразных переводах от старших античных авторов до своих современников мировой литературы. Украинский филолог и ученый Дмитрий Чижевский назвал деятельность Франко-переводчика распространением мировой культуры в украинской среде.
Иван Франко был автором многих литературно-критических статей о произведениях западноевропейских литератур, к своим переводам он писал предисловия, комментарии и вступления. В сфере его интересов были Толстой, Байрон, Шекспир, творчество Мицкевича, Гете, Золя, Гюго. Франко как литератора-ученого и публициста знала, по-видимому, вся литературная Европа. Словацкие украинисты утверждают, что лишь в связи со смертью Франко появилось в периодике 230 статей на разных европейских языках.
Приблизительно третью часть его огромного научного наследия составляют труды по фольклористике. Устному народному творчеству — особенно славянскому — он посвятил особое внимание и видел в нем могучую социальную и эстетическую силу. В пословицах и поговорках, по его убеждению, кроются эстетические и моральные ценности народа. Фольклор Франко считал королевой филологии, основной и важнейшим источником всех ответвлений филологии. С конца 90-х годов ХІХ в. он стоял в авангарде украинской фольклористики и свои важнейшие статьи публиковал в журнале «Життє і слово», а после создания Этнографической комиссии при НТШ, как ее председатель, начал издавать содержательные Этнографические сборники. О трудолюбии Франко свидетельствует тот факт, что с 1895г. до 1916г. при его редакторстве вышло 38 томов Этнографического сборника. За период последующих 22 лет после смерти Франко, то есть за период 1916—1938 гг., вышло лишь два тома. Франко как фольклориста уважали в большинстве европейских стран. Выдающийся чешский ученый Иржи Поливка назвал франковские «галицько-руські» народные поговорки в шести книгах: «Одним из самых величественных сборников поговорок не только в славянских литературах...»
Франко занимался и такими сферами как история, фольклористика, социология, история литературы, языкознание, философия, политология, экономические науки, причем в некоторых из них он стал в Украине основоположником новых методов исследования, способа мышления, нового взгляда на их оригинальную интерпретацию. Он опубликовал свыше 100 исторических трудов (монографий, исследований, статей, рецензий).
В последнее десятилетие своей жизни он издал лучшую филологическую работу «Студії над українськими народними піснями» (1907—1913); для написания этого исследования, утверждают М. Даниш и Н. Неврлый, Франко проработал все до сих пор напечатанные и рукописные сборники украинских народных песен, как и их разные исторические варианты. Он был также автором пятитомного кодекса староукраинских литературных текстов и апокрифов. («Апокрифи і легенди з українських рукописів», 1896—1910). К особенно значительным филологическим трудам И. Франко принадлежит и его «Історія украинскої літератури», в которой он охватил литературное развитие в Украине от самых старых времен до 1890 г. Это исследование подтвердило принадлежность Франко к крупнейшим знатокам украинской литературы.
Последние годы жизни Франко были переполнены терпением и физическими болями по причине тяжелой неизлечимой болезни. Постоянные посещения врачей, лечение в санаториях и больницах отразились на его семейной и частной жизни. Отказали ему в послушности обе руки. Франко потерял способность самостоятельно писать. Сначала он диктовал произведения своему сыну Андрею, а после трагической смерти сына, личному секретарю. Для Словакии, других славянских стран, для всей культурной Европы франковские мысли и произведения стали неисчерпаемым кладезем знаний.
Франко имел феноменальную память и энциклопедические знания. Он мог работать непрерывно более 24 часов, и именно это его свойство и стало причиной его кончины. Такое феноменальное наследие он создал к своему 60-летию, когда, в конце концов, и сгорела свеча его жизни. Умолкла песня великого украинца, который любил свою родину, но в то же время был в отношении к ней немилосердным и жестким, когда эта Отчизна шла путями, о которых он сам хорошо знал, что они ошибочны. Немало его мыслей о государственности и будущем Украины реализуются лишь сегодня, но многие из них и в настоящее время остаются своеобразным советом, как сейчас избежать ошибок.