Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ООН как средство спасения от глобального потепления

26 января, 2010 - 19:41

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций — единственная в мире организация, в которой все страны голосуют по принципу большинства. Здесь нет требований единогласия или вето, которые могут повлиять на призывы к борьбе с глобальным потеплением. Все же Генеральная Ассамблея — единственное место, где обструкция основных стран — к примеру, Китая и Соединенных Штатов на декабрьских переговорах в Копенгагене по глобальным изменениям климата — может быть преодолена.

Конечно, ООН до настоящего времени играла ведущую роль в вопросах глобального потепления. «Конференция Сторон» (КС) собиралась почти каждый год, с тех пор как в 1992 году в Рио-де-Жанейро была подписана Рамочная конвенция ООН по глобальному потеплению. Эти встречи являются часто техническими, обсуждения обычно ведутся на уровне послов. Но иногда требуется, чтобы решения были приняты на уровне министров или даже глав государств и правительств. Это имело место в Киото в 1997 году и затем в Копенгагене на КC-15.

Можно было бы напомнить, что многие делегации прибыли в Киото, чтобы принять идею налога на эмиссию парниковых газов или по крайней мере углекислого газа, наиболее часто встречающегося в составе парниковых газов. Американская делегация, посланная правительством с намерением сократить вмешательство государства в экономику, была настроена против этой идеи.

Американская делегация предложила схему, которая полностью отличается от обсуждаемой. В предложенной ими схеме в зависимости от объема эмиссии страны получают какие-то разрешения или квоты, которые могут быть использованы на рынке, учрежденном с этой целью.

В конце концов, эта схема была выбрана в Киото с надеждой на то, что США, предложившие ее, ратифицируют схему. Китай и Индия отсутствовали в то время, а Россия была против этой идеи. Но США отказались ратифицировать Киотский протокол.

Европейский Союз был единственной группой наций, которая серьезно рассматривала осуществление этой схемы. Европейская система квот, ограниченно применяемая к производителям электроэнергии и изготовителям материалов, двум основным источникам эмиссии, действовала с 2005 года.

Конференция сторон КC-15 в Копенгагене должна была принять последующее соглашение, которое вступило бы в силу в 2012 году, когда истечет срок действия Киотского протокола. Но четыре дня обсуждения данной проблемы мировыми лидерами привели к фиаско. Документ из четырех страниц был отчасти одобрен, но не представлен на голосование. Он выражал надежду, что международная деятельность будет стремиться к ограничению глобального потепления двумя градусами Цельсия в XXI веке, но в нем ничего не говорилось о том, как этого достигнуть — никаких обязательств по количеству эмиссии и никаких систем для измерения глобального потепления или наблюдения за ним.

Такая неудача чрезвычайно пагубна. Без правительственных обязательств не может быть никаких эффективных попыток ограничения эмиссии углерода, которые подразумевают, что, когда общественность действительно начнет принимать меры, случится так, что замедлить темпы глобального потепления климата и смягчить его эффект будет намного труднее. Кроме того, Европа осталась в сомнении относительно собственной системы квот, не очень хорошо функционировавшей.

Более половины из 43-х членов Ассоциации малых островных государств полагают, что решение ничего не предпринимать и позволить, чтобы уровень воды в океане поднимался и дальше, эквивалентно одобрению убийства. Наименьшее среди них, Тувалу, с 11 тыс. жителей, уже ищет место для эвакуации своих граждан, когда их остров будет погружен под воду. Для более половины территории Бангладеш, являющейся родиной для 100 млн. жителей, существует реальная угроза затопления, так же как и для четверти территории Нидерландов с 16 млн. населения.

Большинство потенциальных беженцев от глобального потепления в конце концов окажется в засушливых зонах Ближнего Востока, Средиземноморья, центрального Китая и США. Некоторые предсказывают, что это перемещение будет иметь место во второй половине нынешнего столетия.

Учитывая масштаб вырисовывающейся катастрофы, мир не может позволить себе оставить все как есть. Конечно, переговорный процесс не остановился. Конференции по глобальному потеплению будут еще проводиться. И следующая, вероятно, приведет к серьезному урегулированию разногласий. Действительно, народы и правительства выражают свое недовольство тем, что соглашение так и не было достигнуто в Копенгагене, несмотря на готовность многих участников.

К счастью, в Копенгагене было достигнуто решение о возобновлении процесса. Но это возобновление должно начаться сейчас, и ООН, в особенности Генеральная Ассамблея, является тем местом, где это необходимо сделать. Многие комментаторы осудили ООН за неудачу в Копенгагене. Но это — неправильное понимание того, что случилось. ООН была только туроператором в Копенгагене. Она осуществляла материально-техническое обеспечение, обеспечивала переводчиков и список участников. Ее руководящие органы не функционировали, потому что они не были приглашены для переговоров.

Таким образом, настало время, чтобы реально использовать ООН, призвать Генеральную Ассамблею взять на себя инициативу. ООН не несет ответственности за неудачу в Копенгагене, и это не должно ставиться ей в вину. Она должна теперь использовать свою власть как мировой парламент, чтобы преодолеть обструкцию некоторых стран.

Мишель РОКАР — бывший премьер-министр Франции и бывший лидер Партии социалистов, член Европарламента.

Мишель РОКАР. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ