«Я лично организовываю все работы для борьбы с эпидемией и всю ответственность за каждый шаг беру на себя. Я с вами.
Мы точно справимся с эпидемией, и Украина выздоровеет».
(Из обращения премьер-министра Ю. Тимошенко)
Наверное, если бы не было последнего массового заболевания «гриппом особой модификации A/H1N1, или калифорнийским» (из обращения), то его нужно было бы либо выдумать, либо специально завезти. Для того чтобы лишний раз народ убедился, кто на самом деле «работает» и «лечит», а кто, мягко говоря, бьет баклуши.
Во всяком случае, наши предки уже давно хорошо проанализировали ментальность украинцев и как предостережение для будущих поколений оставили не одну сотню мудрых пословиц-советов, чтобы грядущие поколения каждый раз не наступали на одни и те же грабли. Назову всего две: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» и «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Я думаю, что этого достаточно, чтобы понять, о чем идет речь. А речь идет об элементарном. Например, о том, что когда «пришел Спас, готовь рукавицы про запас». А Спас, как известно, бывает в августе, и до календарной зимы — целый квартал. За это время можно и теплых рукавиц накупить, и защитных масок от гриппа достаточно нашить, и валенок наделать. И калинового варенья от простуды наготовить, не говоря уж о чесноке и луке. Можно, если помнить, что зима обязательно будет, и что снег с морозом могут и не обратить внимания на календарь и пожаловать даже в октябре. Недаром говорят, «как снег на голову».
Конечно, не для каждой головы это бывает неожиданностью, а только для безответственной. А поскольку таких голов набирается несколько дюжин, то и имеем хлопоты с подготовкой к отопительному сезону, с заторами на улицах — оказывается, коммунальщики не ожидали такого большого снега.
А разве иная ситуация с весенне-осенними паводками? Когда одни и те же реки все время выходят из берегов и затапливают или подтапливают те же сельскохозяйственные угодья, села и города и каждый раз разрушают восстановленные год или полгода назад дорожные коммуникации, парализуют движение во многих областях. Причем в одних и тех же. Поэтому возникает логический вопрос: неужели нельзя сделать раз и надолго, по-хозяйски? Ведь одни и те же реки текут и по территории соседних стран, и горы также не заканчиваются на общей с ними границе. С них также стекают весной талые воды и в период больших ливней переполняют реки. Но сравните, например, наши защитные дамбы, мосты, различные укрепления на речке Тисе на Закарпатье с теми, которые много лет надежно служат в соседней Венгрии, где протекает эта же река. Результат не в нашу пользу. Потому там нет ежегодного переполоха, как у нас, когда буквально «на ушах» стоит вся страна во главе с Президентом, правительством и парламентом. И каждый раз объявляется в данном регионе или регионах чрезвычайное положение, создаются временные специальные комиссии, и выделяются огромные суммы средств из бюджета.
А уплывет большая вода — расформируют комиссию даже, не спросив, все ли довели до конца, не говоря уж о приеме каждого объекта теми, кто брал личную ответственность. А дальше все тихо вплоть до новых паводков.
Можно еще вспомнить аварии на шахтах, где сценарии на реагирование каждый раз пишутся почти под копирку и ничем не отличаются от остальных. Даже члены этих временных комиссий те же, за исключением разве что премьер-министра, вице-премьеров и министров, так как некоторые из них «не доживают» на своих должностях от весеннего до осеннего наводнения. Тогда результаты их бурной деятельности уплывают вместе с водой. Как правило, мутной. И все повторяется снова.
Почему? Во-первых, создаются подобные комиссии, образно говоря, для того, чтобы потушить пожар. То есть ликвидировать последствия, а не подробно проанализировать причины и добиться, чтобы они обязательно были ликвидированы полностью, а не частично. Во-вторых, и это, видимо, главное, что безнаказанными остаются виновные, доведшие до возникновения подобных ситуаций. Ведь это не большие стихийные бедствия, связанные с природными катаклизмами. Это результат рукотворных дел, имеющих своих авторов (антигероев), название которым — халатность, безразличие, непрофессионализм и безответственность. Но ведь за этими абстрактными категориями стоят конкретные фамилии и должности. Знаком нам человеческий фактор. Но, к сожалению, этот «фактор» в основном так и остается безымянным и безнаказанным. А поэтому живучим.
А закончить эти заметки хочу тем, с чего и начал, — эпидемией гриппа нынешнего года. Потому что именно в этом году вокруг него разыгрывается не похожий на предыдущие годы спектакль при участии главных персон государства. Запомнились слова Президента Украины: «Я еще в апреле месяце предупреждал правительство и требовал выделить средства». Об этом, кстати, в начале весны напоминала и Всемирная организация здравоохранения. То есть еще полгода назад сгущались вирусные облака то в одной, то в другой стране. И гром также грянул. Но такое впечатление, что его либо не услышали, либо надеялись, что Украину он обойдет стороной. Посему с реакцией на новую модификацию гриппа не спешили. Лишь в июне правительство отреагировало, создав специальную комиссию, которая, как заявила в Верховной Раде премьер-министр, «вынуждена была координировать всю деятельность в Украине по предотвращению распространения инфекций», и «был утвержден организационный план поведения власти». И как же власть вела себя? Два дня спустя, то есть 11 июня 2009 года ВОЗ объявила шестой — наивысший уровень опасности этой пандемии. А в Украине снова спокойно. На заседании правительства наконец-то предусмотрели 50 млн. гривен «на закупку на бесплатном основании всех необходимых медицинских средств». Подчеркиваю, не выделили, а только предусмотрели. И успокоились. Вплоть до середины октября. Опомнились, когда гром уже грянул на нашей территории, причем в нескольких областях сразу. Но на очереди было выдвижение кандидатом в президенты премьер-министра, для чего свозили на киевский Майдан сторонников со всей Украины, в том числе, с уже пораженных гриппом областей. Событие, как известно, состоялось 24 октября. А чтобы майдановские эмоции крепче закрепились в душах и сердцах участников «бело-сердечного» праздника, и их не разрушили сразу вирусы гриппа, правительство еще на неделю удлинило срок общеукраинской тревоги.
Только 30 октября был объявлен карантин в девяти областях. Именно на это время и приходится массовая закупка «всех необходимых медицинских средств», которых за полгода так и не смогли приобрести. Причем на глазах всей Украины то в одном, то в другом аэропорту их персонально встречает премьер-министр и распределяет по областям. Мол, учитесь, как нужно работать. А разве в течение шести месяцев некому было встретить самолеты? Неужели Министерство здравоохранения столь беспомощно, что не способно распределить марлю и маски для защиты? Или они отныне объявлены правительством стратегическим и политическим товаром, и его использование под личным контролем премьера? А что же тогда все это время делают члены комиссии? У каждого из них наверняка есть конкретные обязанности, за которые полагается и конкретная ответственность. Или всю ее перебрала на себя премьер?
И, наконец, о «мужике, который не перекрестится, пока гром не грянет». Без этого также не обошлось. Правда, на этот раз вместе с прихожанами крестился и один из кандидатов в Президенты. Просил Бога, чтобы отвел от Украины эту беду. И, возможно, каялся, что не только действующее правительство, но и оппозиционное, возглавляемое этим кандидатом, также «профукало» на летних курортах калифорнийского незнакомца и, как говорится, опомнилось в свинячий голос. А вспомнив о народе, не только подбросило дров в эпидемический костер, но и начало раздувать его. То масками из Китая, то антивирусными препаратами из Швейцарии, то советами из Верховной Рады. Еще день-два — и на офисе боевого штаба партии должна была появиться табличка: «Все ушли на борьбу с гриппом». Ведь добровольцев одеть белые халаты и идти «на фронт» с каждым днем становилось больше. Хватало и желающих броситься на «врага» под именем AH1N1, повторив подвиг Матросова.
И здесь нет ничего удивительного — политикам, как и должностным лицам, необходимы здоровые избиратели. Хотя бы в день выборов. А там как Бог даст. А поэтому эпидемия безответственности и безнаказанности во властных структурах, в отличие от эпидемии гриппа, не бывает ни сезонной, ни временной. Она хроническая и постоянная. Отсюда и все другие болезни: экономические, политические, медицинские и так далее. Хотя присяга государственного служащего начинается со слов: «Полностью осознавая свою высокую ответственность...». К сожалению, не все осознают.