Встретиться с Анатолием Федирко буквально в день его возвращения с выставки в Румынии, где он демонстрировал свой скандальный памятник неизвестному коррупционеру, мне просто повезло. Непоседливого художника постмодерна редко можно застать на месте. Таков Федирко и в своем творчестве. Художник с академическим образованием, единственный в Украине удостоен четырех высших международных наград, по своей сути он является неугомонным, эпатажным бунтарем, не признающим стереотипы и всегда тонко иронизирующим над собой и обществом. С которым, тем не менее, все время пытается вести диалог. Своим, сугубо творческим способом, воспринимаемым некоторыми как вызов.
«КОРРУПЦИЯ ЭРОТИЧНА, КОРРУПЦИЯ — ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ СВОБОДЫ»
Взять хотя бы его последнюю работу — памятник неизвестному коррупционеру, который Анатолию удалось презентовать еще до шумихи с эпидемией. Презентация состоялась на месте исторически доказанного факта коррупционных действий, вследствие которых территория современной Черновицкой области и город Черновцы перешли в юрисдикцию Австрийской империи. Это место — площадь Турецкого колодца в Черновцах, где во время русско-турецкой войны конца XVIII века главнокомандующему российской армии фельдмаршалу Румянцеву передали взятку австрийской цесаревны Марии-Терезии — украшенную драгоценностями табакерку из чистого золота. Впоследствии переговоры с турками были повернуты в выгодную для нее сторону.
— Об этом историческом факте я узнал совершенно случайно от сына последнего австрийского императора Отто фон Габсбурга, когда он в позапрошлом году приезжал в Черновцы, — говорит пан Анатолий. — Во время экскурсии по городу его сильно удивило современное название бывшей площади Австрии — Соборная.
В переводе с испанского, по его словам, «соборна» означает «взятка». Языково-пространственные ассоциации подтолкнули Габсбурга к воспоминаниям о коррупционном прошлом династии, а меня, в свою очередь, — к идее памятника.
Конкретные очертания идея получила после поисков Федирко изображения венценосной взяточницы Марии-Терезии. Наилучшим оно оказалось на серебряном талере, ходившем в конце XVIII века. Монета была невероятно популярна среди молодых женщин на окраинах Австрийской империи. В талере пробивали дырку и носили на шее, как украшение. Мимоходом вопрос о форме денежного знака и изображении на аверсе был решен.
— С реверсом была большая проблема. В XVIII веке евро, разумеется, не существовало. А перенести на реверс знак и текст на арабском языке с монеты тогдашнего султана Турции (изображения на ней вообще не было), считал, будет определенной уступкой в сторону «Аль-Каиды». Поэтому позволил себе исторический отступ. Отступ в пользу доллара, являющегося, по большому счету, символом коррупции в глобальном контексте. Потому неслучайно Мария-Терезия у меня соседствует со статуей свободы. Коррупция — это возможность свободы. Если какой-то вопрос не решается, всегда можно его сдвинуть благодаря коррупционным действиям. В конце концов, коррупционные действия относятся не только к деньгам. Это абсолютно эротический момент, ведь все время кто-то кому-то что-то дает. Даже если мужчина дает женщине свою любовь, по большому счету, это также можно назвать коррупционными действиями».
«К ВЛАСТИ В УКРАИНЕ ПРИШЛО ПОКОЛЕНИЕ БЕЗ ТОРМОЗОВ»
Актуальное постмодернистское искусство должно быть ироничным, объясняет неожиданное толкование коррупции Федирко. Ирония спасает художника (а заодно — и нас) от разочарований в современном посттоталитарном украинском обществе и в его недавних идолах.
— На мой взгляд, народы Восточной Европы, в частности, в Украине, России, Беларуси ментально склонны к созданию культа личности, культа мессии, к его ожиданию. Это является общей проблемой православия, очевидно, также нуждающейся в трансформации.
Противоядием сотворению кумиров, которым хронически болеет отечественный социум, является проект А. Федирко «Non cult». В рамках проекта увидели мир двенадцать инсталляций. Многие из них посвящены украинским политикам первого эшелона, как резонансное распятие куклы-ЮВТ, состоявшееся летом в Черновцах.
— Идея ее Голгофы родилась одновременно с замыслом памятника Тимошенко в виде нескольких пар гипсовых туфель «от Луи Виттона». Только летом этого года нашел необходимый дискурс. Распятие было установлено на фоне разрухи постсоветского карьера, над которым простиралась прекрасная панорама европейского города. Этот дискурс символичен и в смысле современного украинского социума, который можно сравнить с автомобилистом, пересевшим с «Запорожца» на престижную иномарку. Новая форма внешне не изменила заклейменной тоталитаризмом сути. Что, в конечном итоге, также касается нашей так называемой политической элиты. К власти в Украине сегодня пришло поколение без тормозов. Порожденное комсомолом, оно является маргиналом, поскольку не принадлежит ни к тоталитаризму, ни к демократии. Так что власть в Украине непрогнозированна. Социум? В нем продолжает жить выстроенная десятки лет назад иерархия страха, поэтому общественные трансформации проходят очень медленно.
Размышления художника на тему общества, позволяющего себя грубо «иметь» в качестве электората многократного использования, нашли отображение в его перформансе «Арт-стул украинского электората». Философский по значению, он рожден из случайного пожелания директрисы черновицкого книжного магазина. Рядом с книжным магазином установлены памятники А. Федирко Яценюку, Андруховичу и Тимошенко, и есть много желающих сфотографироваться с ними на память. Для их удобства хорошо было бы иметь рядом стул. Но какой?
— Вспомнилось детство. Прямо на улице возле своих домов сидели на стульчиках пожилые евреи. Через полуприкрытые веки они отстраненно наблюдали за окружающей суматохой и были словно вне пространства и времени.
«ИСКУССТВО — НЕ НАУКА, ПОЭТОМУ ОНО ВЫНУЖДЕНО БЫТЬ СУБЪЕКТИВНЫМ»
В процессе создания художник, впрочем, пошел дальше. Стул с высокой, очень неудобной спинкой из металлических трубочек скорее напоминает дыбу. Соединенные сверху трубки-«артерии» увенчивает аутентичный кран-символ австрийской эпохи. Символ того, что волей власти в обществе все дозировано — от газа и воды до свободы личности.
Другая проблема, над творческим воплощением которой сейчас размышляет А. Федирко, и из-за которой, по его убеждению, Украина на грани самоликвидации, это азиатские по своей сути подбор и расстановка кадров. «Непрофессиональность, дилетантство охватили все сферы социума. Учитывая это, выходит, что я себе вполне могу позволить быть хирургом, поскольку во время обучения в художественной академии прошел курс анатомии на равных со студентами мединститута», — эпатирует художник. Так что в его планах устройство перформанса-операционной, но это еще на уровне замысла. Зато вчера была презентована его тринадцатая по счету инсталляция проекта «Non cult». Для политического и гендерного равновесия она посвящена лидеру оппозиции В. Януковичу.
— Это крепкий мужской кулак с поднятыми в виде латинской буквы V пальцами. V — это и Виктор, и «виктория», — говорит художник, впрочем, имея в виду «викторию» Украины. Таким образом, по его словам, инсталляция увенчает ряд «культов» Яценюка, Андруховича и Тимошенко. «Мне приятно, что памятник В. Януковичу появился именно в Черновцах. Буковина и Донбасс — две крайних точки Украины, которые наконец-то объединятся», — говорит он.
Прогнозируя неоднозначность восприятия своего нового творения, А. Федирко, как всегда, не собирается угождать ни сторонникам чего-либо или кого-либо, ни противникам. Тем более, он не пропагандирует и не воспитывает. Это лишь субъективный диалог художника с социумом, отзыв на все его современные трансформации.