Европа иногда кажется огромной сценой для исторических драм с особо острыми сюжетами. Собственно, эту «драматургию» Старого Света в послевоенные годы обсуждают на Неделе европейского кино и дискуссий «Европейские перспективы: Гудбай, СССР».
Эта акция отличается от обычного фестиваля сразу несколькими составляющими. Во-первых, каждый из фильмов предоставлен культурным посольством той страны, в которой сделана картина: усилия объединили Австрийский культурный форум, Гете-институт, Итальянский институт культуры, Британский Совет, Французский культурный центр, так что это, в определенном смысле, общеевропейское мероприятие. Во-вторых, все фильмы подобраны тематически: так или иначе они о сопротивлении коммунизму, о холодной войне и о ее рецидивах сегодня. Наконец, после каждого просмотра устраивается дискуссия, которую ведут опытные журналисты или кинематографисты соответствующих стран.
Открыл программу австрийский «Ребенок из тоннеля» (реж. Эргард Ридльшпергер, 1990 г.). Сюжет здесь почти невероятный. Тринадцатилетняя Юлия переселяется со своей матерью в деревню на севере Австрии, рядом с границей с Чехословакией, где только что была разгромлена Пражская весна. Спровоцированная деревенской молодежью, чтобы продемонстрировать свою смелость, Юлия добирается до нейтральной полосы между Австрией и Чехословакией, где находит тоннель, ведущий к строительной площадке на чешской территории. Девушка использует тоннель и по ту сторону знакомится с Романом, 45-летним землемером, который должен определить место для нового пограничного забора. Постепенно они становятся друзьями. Дискуссию после фильма провел доктор Пауль Шульмайстер, известный журналист-фрилансер из Вены, один из руководителей Австрийской корпорации вещания ORF в сфере телевидения, автор книги «Переломные времена. Революция в ретроспективе». Германию представляла драма «Ноябрьское дитя» (реж. Кристиан Швохов, 2007 г.). Сюжет разворачивается в двух часовых плоскостях: в ГДР Хоннекера двадцатилетняя Анна прячет Юрия, дезертира из Группы советских войск в Германии, и вместе с ним убегает на Запад, оставляя шестимесячную дочку Ингу; а в наши времена уже взрослая Инга отправляется на поиски матери. Дискуссию после фильма провел теле- и кинопродюсер Йохен Лаубе. В его заделе — работа в команде проекта «Чемоданы Тульса Люпера» Питера Гринеуея (2004 г.) и сотрудничество с «Волшебным фонарем», национальным кинопроектом для детей, основанным ЮНЕСКО.
Итальянцы представили политическую ленту «Мой брат — единственный ребенок» (реж. Даниэле Лучетти, 2007 г.). Картина посвящена одному из наиболее драматичных периодов в истории Апеннин — 1960 — 1970-м годам, когда итальянское общество было расколото на непримиримые лагеря крайне правых и крайне левых. Линия конфликта пролегает прямо через семью: старший брат Манрико — один из лидеров коммунистической ячейки, младший Аццио — сторонник фашистов. Политическая коллизия, как часто бывает в таких произведениях, накладывается на личные мотивы: Аццио влюбляется в девушку своего брата, Франческу, которая, как и все вокруг, слепа к опасным идеям Манрико. Дискуссию после фильма провел заместитель главы миссии Посольства Италии Джузеппе Финоккьяро — профессиональный дипломат и знаток кино.
Британский Совет привнес необходимый элемент комизма: «Письмо Брежневу» (реж. Крис Бернард, 1985 г.) — смесь мелодрамы и комедии об английской девушке, пишущей письмо Брежневу, чтобы тот разрешил ей встретиться с возлюбленным — советским моряком Петром. Обсуждение после фильма пройдет при участии журналиста-ветерана Би-Би-Си Тони Хоусона, работающего в нашей стране последние 13 лет.
Единственная документальная лента Недели — франко-бельгийская «От стены к стене — Берлин — Сеута» (реж. Патрик Жан, 2008 г.). Это фильм-путешествие, подтверждающий, что еще далеко не все межцивилизационные стены пали: ведь Жан, уехав от старой Берлинской стены, пересекает четыре границы, чтобы добраться до нового забора, — закрытого испанского анклава Сеута на африканском побережье. Сам режиссер (автор четырех фильмов) пообщается со зрителями после просмотра. Также будет презентовать свой фильм «Туда и назад» (2001 г.) польский режиссер Войцех Вуйчик. Действие фильма разворачивается в 1965 году в Польше. Врач Анджей Гофман должен оперировать пострадавшего — охранника банка, раненного во время ограбления, устроенного тем же Гофманом и его приятелем Петром, чтобы помочь последнему бежать на Запад. Фильм «Туда и назад» отмечен специальным призом фестиваля в Торонто (2002 г.) за индивидуальность стиля и «показ исторически важной темы сквозь призму морально-этических ценностей». Наконец, в субботу, 21 ноября, будет проведена итоговая дискуссия «Украинские перспективы: надежды и реальности» (модератор — Николай Рябчук) на вечную и болезненную тему: можно ли надеяться на успешное развитие посткоммунистических стран, где не состоялось революционных изменений, и сказала ли все-таки Украина «Гудбай, СССР»?
Все события проходят в кинотеатре «Жовтень».