На сей раз пафос стартовой церемонии был меньше, чем в прошлые годы, так как вместо традиционно предназначенного для торжеств Дворца «Украина» вечер открытия провели в кинотеатре «Киев», который до сих пор был основной рабочей площадкой фестиваля.
В некотором смысле, это даже к лучшему: ближе к реальному кинопроцессу. Героиней первого вечера стала, как и обещали, Катрин Денев, которой вручили почетный приз за вклад в развитие киноискусства. Ради подобающей торжественности показали также костюмированную мелодраму «Коко Шанель и Игорь Стравинский» француза Яна Коунена; ирония в том, что дебютный фильм этого режиссера «Доберман» до сих пор запрещен в Украине за «пропаганду насилия».
Собственно, фестиваль как соревнование фильмов и режиссеров начался в воскресенье с конкурса профессиональных короткометражных картин. Сразу бросилось в глаза немалое число работ, посвященных проблеме инаковости: главные герои по тем или иным причинам не вписываются в обычные представления общества о внешнем виде, манере поведения, образе жизни и тому подобном.
Так, первый фильм программы — «Фанатик» Пола Робинсона (Великобритания — Испания) — о карлике, гордо отказывающемся от любой помощи, изо всех сил пытающемся доказать, что он такой же, как и все эти «нормалоиды», которые насмехаются над ним. В «Легенде о вывернутом Джоне» (Филипп Ламенш, Бельгия) повествуется о мальчике, родившемся с вывернутыми назад ступнями, и о довольно жестоких попытках родителей переделать ребенка на свой лад. «Кто такой Тимур? 5 историй» украинки Леси Мацко — о петербургском авангардном художнике-гее Тимуре Новикове. «Нападение роботов из Небула-5» (Чема Гарсиа Ибарра, Испания) — о парне не от мира сего, который пророчит, что на Землю очень скоро нападут кровожадные роботы с далекой звезды.
В целом, это состязание уже в который раз подтвердило близость жанров экранной короткометражки и новеллы. Лучшие фильмы программы — это визуальные короткие рассказы с линейным, хорошо прописанным сюжетом и яркими героями. Явные лидеры первого дня — мастерски сделанные «План мести» болгарина Константина Бурова и «Прогулка» (Жан Эрри, Франция) с Миу-Миу в главной роли. Французская звезда играет саму себя — не очень молодую актрису, путающую объективную действительность с реальностью кинематографа. Эрри не только очень удачно подобрал исполнительницу, но и написал для нее иронический, психологически точный текст. Что касается фильма Бурова, то это простая и остроумная притча о мести. Двое парней, сильно обиженных в ранней юности их наставниками в школе и в армии, решают отомстить. Но после ряда приключений оказывается, что сама судьба отплатила обидчикам. Смешной и одновременно грустный, «План мести» имеет все шансы получить одну из фестивальных наград, но даже если этого не произойдет, у Бурова есть все шансы стать заметным режиссером у себя на родине.
На таких же компонентах — хорошей драматургии и талантливых исполнителях — держались «Хорошенькая» («Пин-Ап», Таня Вердуско, Испания) и «Стакан содовой» (Адриан Юркович, Аргентина). Первый — прекрасный эскиз о трудностях взросления: парень очарован кокетливыми и сексуальными моделями пин-апа, но когда встречает взрослую и по-настоящему развратную женщину, ведет себя, как настоящий джентльмен. А в «Стакане содовой» отношения между героями с самого начала далеки от идиллии, потому что это несовершеннолетний грабитель и старушка, которую он фактически захватил в заложники. Здесь ситуацию спасает мудрость старушки, сумевшей разглядеть в малолетнем разбойнике одинокого несчастного ребенка.
Впереди еще пять фестивальных дней. Завтра, 28 октября, начнутся показы фильмов самой важной полнометражной программы, в рамках которой будут продемонстрированы, в частности, остроактуальная картина молодого русского режиссера Павла Бардина «Россия 88», посвященная проблеме подъема фашизма в современной России. А наибольшее внимание, а также наиболее острые споры, безусловно, вызовет давно ожидаемый украинскими зрителями фильм внеконкурсной программы — «Антихрист» Ларса фон Триера.
Об итогах «Молодости» — 2009 «День» расскажет на следующей неделе, после завершения фестиваля.