Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мистический кроссворд

Львовское издательство «Пірамида» издало новый роман Владимира Даниленко «Кохання в стилі бароко»
14 октября, 2009 - 19:58

Жизнь — это много представлений, которые происходят одновременно на различных сценах. Об этом подумалось, когда я перевернула последнюю страницу романа «Кохання в стилі бароко». И дело даже не в сентенциях левого философа Ги Эрнеста Дебора, который в своем труде «Общество спектакля» объяснил, что в условиях экономического выживания крупного капитала люди вынуждены играть роли, которые им навязывают владельцы этого капитала. А представление становится ночным кошмаром порабощенного общества, которое не может и не хочет вырваться из этого сна.

Этот мистический детектив Владимира Даниленко, написанный в форме кроссворда, показывает историю Украины как сон, из которого иногда пробуждается наше общество. Сюжет в «Коханні...» закручен по классическим законам детективного романа. К успешному киевскому архитектору Валерию Колядевичу обращается молодая вдова Юлия Маринчук с просьбой распутать загадку, которую оставил после смерти ее муж. Эта загадка кроется в кроссворде, вопросы которого связаны с архитектурой, ландшафтом и известными киевлянами. Разбросанные в различные эпохи, события и люди в романе охватывают тысячелетнюю историю Киева и всей Украины. Вот изображен колоритный молодой канцелярист, который со взятками, закупленными за деньги городской казны, едет к боярину Ивану Кобылину, чтобы тот замолвил слово московскому царю и спас от суда войта Ждана Тадрину, который в 1677—87 годах возглавлял Киевский магистрат. Вот известный коммерсант Леонид Родзянко после гадания на картах киевской гадалки продает свои доходные дома и эмигрирует в Америку, спасая жизнь и капиталы от большевистской революции 1917 года. Вот молодой Александр Архипенко, влюбленный в изменницу-натурщицу Агнесу Бабьяк, лепит пародию на свою любимую и открывает новое направление в скульптуре.

Украинские гетманы, шляхта, буржуазия, священники, мещане проходят перед читателем, словно калейдоскоп исторической кинохроники. И в этой фрагментарности за пышными декорациями прошлого и современного Киева, скроенными по лекалам необарокко, как будто взятыми из философии испанского философа Хавьера Роберта де Вентоса, чувствуется и духовное напряжение и предчувствие конца света, которые господствовали под занавес ХХ века.

Отталкиваясь от барочной традиции, Владимир Даниленко сочетает интеллект и чувственность, театральность и реальные исторические факты, научный анализ и мистику. И в этом сочетании современность и прошлое Украины предстает как эфемерный сон, переходящий в не менее эфемерную реальность.

Шаг за шагом, разгадывая кроссворд молодой вдовы, архитектор Колядевич подходит к загадке смерти художника Александра Мурашко, которого в 1919 году застрелил недалеко от его дома на Лукьяновке большевистский патруль. Из раскрытой им истории выяснилось, что раз в сто лет смерть в образе молодой женщины приходит, чтобы забрать самого талантливого мужчину. Именно так по сюжету романа случилось с художником Александром Мурашко и его натурщицей — загадочной девушкой в красной шляпке. До последней страницы романа держит Владимир Даниленко интригу, кем была на самом деле Юлия Маринчук, бурный роман с которой пережил архитектор Валерий Колядевич.

Таким образом, сочетание детектива, мистики, исторического и любовного романа в одном произведении превращает «Кохання в стилі бароко» в интересную прогулку по вечерним улицам старинного Киева вглубь веков.

СПРАВКА «Дня»

Владимир Даниленко — автор книг прозы: «Місто Тіровиван», «Сон із дзьоба стрижа», «Газелі бідного Ремзі», критики и эссеистики «Лісоруб у пустелі»; автор антологий современной прозы «Квіти в темній кімнаті», «Опудало», «Вечеря на дванадцять персон», «Самотній пілігрим»; лауреат Литературного конкурса юмора и сатиры в Филадельфии (1999 г.), литературных премий имени Ивана Огиенко (1999 г.), «Благовіст» (1999 г.), лауреат журнала «Кур’єр Кривбасу» (2005), лауреат Первого всеукраинского конкурса радиопьесы (2007 г.); на Всеукраинском книжном форуме, посвященном Дню независимости, книга Владимира Даниленко «Сон із дзьоба стрижа» признана лучшей прозаической книгой 2007 года. Произведения автора переводились на немецкий, английский, японский, польский, русский язык.

Анна ЛОБАНОВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ