Жизнь — это много представлений, которые происходят одновременно на различных сценах. Об этом подумалось, когда я перевернула последнюю страницу романа «Кохання в стилі бароко». И дело даже не в сентенциях левого философа Ги Эрнеста Дебора, который в своем труде «Общество спектакля» объяснил, что в условиях экономического выживания крупного капитала люди вынуждены играть роли, которые им навязывают владельцы этого капитала. А представление становится ночным кошмаром порабощенного общества, которое не может и не хочет вырваться из этого сна.
Этот мистический детектив Владимира Даниленко, написанный в форме кроссворда, показывает историю Украины как сон, из которого иногда пробуждается наше общество. Сюжет в «Коханні...» закручен по классическим законам детективного романа. К успешному киевскому архитектору Валерию Колядевичу обращается молодая вдова Юлия Маринчук с просьбой распутать загадку, которую оставил после смерти ее муж. Эта загадка кроется в кроссворде, вопросы которого связаны с архитектурой, ландшафтом и известными киевлянами. Разбросанные в различные эпохи, события и люди в романе охватывают тысячелетнюю историю Киева и всей Украины. Вот изображен колоритный молодой канцелярист, который со взятками, закупленными за деньги городской казны, едет к боярину Ивану Кобылину, чтобы тот замолвил слово московскому царю и спас от суда войта Ждана Тадрину, который в 1677—87 годах возглавлял Киевский магистрат. Вот известный коммерсант Леонид Родзянко после гадания на картах киевской гадалки продает свои доходные дома и эмигрирует в Америку, спасая жизнь и капиталы от большевистской революции 1917 года. Вот молодой Александр Архипенко, влюбленный в изменницу-натурщицу Агнесу Бабьяк, лепит пародию на свою любимую и открывает новое направление в скульптуре.
Украинские гетманы, шляхта, буржуазия, священники, мещане проходят перед читателем, словно калейдоскоп исторической кинохроники. И в этой фрагментарности за пышными декорациями прошлого и современного Киева, скроенными по лекалам необарокко, как будто взятыми из философии испанского философа Хавьера Роберта де Вентоса, чувствуется и духовное напряжение и предчувствие конца света, которые господствовали под занавес ХХ века.
Отталкиваясь от барочной традиции, Владимир Даниленко сочетает интеллект и чувственность, театральность и реальные исторические факты, научный анализ и мистику. И в этом сочетании современность и прошлое Украины предстает как эфемерный сон, переходящий в не менее эфемерную реальность.
Шаг за шагом, разгадывая кроссворд молодой вдовы, архитектор Колядевич подходит к загадке смерти художника Александра Мурашко, которого в 1919 году застрелил недалеко от его дома на Лукьяновке большевистский патруль. Из раскрытой им истории выяснилось, что раз в сто лет смерть в образе молодой женщины приходит, чтобы забрать самого талантливого мужчину. Именно так по сюжету романа случилось с художником Александром Мурашко и его натурщицей — загадочной девушкой в красной шляпке. До последней страницы романа держит Владимир Даниленко интригу, кем была на самом деле Юлия Маринчук, бурный роман с которой пережил архитектор Валерий Колядевич.
Таким образом, сочетание детектива, мистики, исторического и любовного романа в одном произведении превращает «Кохання в стилі бароко» в интересную прогулку по вечерним улицам старинного Киева вглубь веков.
СПРАВКА «Дня»
Владимир Даниленко — автор книг прозы: «Місто Тіровиван», «Сон із дзьоба стрижа», «Газелі бідного Ремзі», критики и эссеистики «Лісоруб у пустелі»; автор антологий современной прозы «Квіти в темній кімнаті», «Опудало», «Вечеря на дванадцять персон», «Самотній пілігрим»; лауреат Литературного конкурса юмора и сатиры в Филадельфии (1999 г.), литературных премий имени Ивана Огиенко (1999 г.), «Благовіст» (1999 г.), лауреат журнала «Кур’єр Кривбасу» (2005), лауреат Первого всеукраинского конкурса радиопьесы (2007 г.); на Всеукраинском книжном форуме, посвященном Дню независимости, книга Владимира Даниленко «Сон із дзьоба стрижа» признана лучшей прозаической книгой 2007 года. Произведения автора переводились на немецкий, английский, японский, польский, русский язык.