Невзирая на продолжающийся спад в украинской экономике, большинство компаний сумели адаптироваться к изменениям. К такому позитивному выводу пришли эксперты Ernst & Young, проведя исследование «Влияние экономического кризиса на украинские компании». Но все же есть и негативные тенденции. И самая важная из них та, что прибыльность предприятий и доходы от продаж продолжают снижаться, как и в предыдущие периоды. 73% участников инвестиционного рынка Украины отмечают такую неутешительную динамику.
Зато результаты оценки индекса инвестиционной привлекательности Украины экспертов Европейской бизнес-ассоциации позволяют верить, что климат потеплеет и уже скоро. В третьем квартале 2009 года индекс инвестиционной привлекательности ЕБА остался почти на том же уровне с незначительной тенденцией к снижению: 2,56 по пятибалльной шкале по сравнению с 2,64 во втором квартале 2009 года.
Проблема в том, что оценка текущего инвестиционного климата все же еще остается на самом низком уровне — 2,2 балла. Но в это время ожидания инвесторов относительно инвестиционного климата своей основной отрасли достигают наивысшего значения. Оценки прибыльности для новых участников рынка стали более поляризованными по сравнению с преимущественно нейтральными оценками в предыдущем периоде, указывают эксперты.
Существует тенденция незначительного увеличения разрыва между оценками предыдущих периодов и оценкой ожиданий относительно последующих периодов, что свидетельствует о некотором оптимизме в ожиданиях инвесторов.
В итоге, пять основных проблем, с которыми компании столкнулись в период кризиса, остаются неизменными: девальвация гривни, снижение продаж, задержка платежей со стороны партнеров/клиентов, снижение спроса на товары/услуги и необходимость снижения операционных расходов. Однако приоритетность проблем изменилась.
Важно, что случаи сокращения размеров компании и увольнения персонала уменьшились на треть со времен предыдущего исследования, — констатируют эксперты Ernst & Young. Это позволяет предполагать, что негативное влияние кризиса уже не так сильно, как раньше. И компании продолжают реагировать на экономический кризис путем снижения расходов. А это значит, что принимаются меры по внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий, что позволяет уменьшить себестоимость продукта. Украинский бизнес становится на инновационный путь.