После принятия 22 сентября нынешнего года постановления Верховной Рады №1623-17 об изменении способа голосования по законопроектам, касающимся повышения размеров государственных социальных стандартов, появилась надежда, что хотя бы мелкими шагами высший орган законодательной власти будет демонстрировать желание выполнять Конституцию Украины, которую сам и принимал. Потому что упомянутое постановление предусматривало личное и поименное фиксирование голоса каждого депутата хотя бы при принятии нескольких государственных актов. (Напомним, что так голосовали за утверждение Юлии Тимошенко на должности премьер-министра в декабре 2007 года.) В связи с этим следует также указать, что после преодоления вето Президента на новый закон о выборах Президента, что произошло в парламенте 21 августа нынешнего года практически в пустом зале, я в «Дне» от 26 августа отмечал циничное пренебрежение статьями 84 (часть третья) и 152 (часть первая) Основного Закона страны и решением Конституционного суда Украины №11-рп/98 от 7 июля 1998 года, поскольку, согласно их положениям, народный депутат Украины не имеет права голосовать за других народных депутатов Украины на заседаниях Верховной Рады Украины. Несмотря на явно антиконституционный способ преодоления президентского вето, глава Верховной Рады Владимир Литвин все же подписал тот закон. Но впоследствии поддержал постановление №1623-17. Против него резко выступили лично лидер Партии регионов Виктор Янукович и почти вся одноименная парламентская фракция. Однако в полемике вокруг этого вопроса от политиков, политологов и журналистов очень редко можно было услышать, что регионалы, выступая против голосования поднятием рук, фактически отстаивали право нарушать Конституцию. Потому что принятие законов с использованием карточек дает возможность голосовать за отсутствующих на заседаниях Верховной Рады депутатов. На это обстоятельство четко указал в одном из своих выступлений разве что Арсений Яценюк. Он же призвал как можно скорее завершить начатый им процесс усовершенствования системы «Рада» для того, чтобы обеспечить видеоидентификацию каждого нардепа в момент голосования. Однако, судя по некоторым сообщениям, В. Литвин отнесся к этой идее очень прохладно. Голосованием 6 октября в Верховной Раде постановление №1623-17 от 22 сентября отменено, т.е. депутаты дали сами себе индульгенцию на продолжение нарушения Конституции даже на ограниченном законодательном пространстве. И сразу был проголосован закон о повышении социальных стандартов. Следовательно, все указывает на то, что принципиальный вопрос стал просто разменной монетой в политических торгах и был использован сначала для того, чтобы затормозить чрезмерные социальные инициативы «регионалов», а потом для снятия блокирования Верховной Рады». Стоит ли говорить, что это означает моральную, юридическую и политическую деградацию парламента. Поскольку даже от депутатской группы «За Украину!» Вячеслава Кириленко, на которую еще возлагают надежды демократически настроенные граждане, не было слышно голосов в защиту соблюдения Конституции при голосовании. Похоже, что нынешнее положение устраивает абсолютное большинство нардепов. Это грустно и стыдно. Понятно, что работу Верховной Рады следовало бы разблокировать. Помимо всего прочего, это вопрос национальной безопасности. Однако продолжение практики голосования чужими карточками полностью дискредитирует парламентаризм — даже среди рядовых жителей Житомира часто можно услышать разговоры, что за отданную назначенному «шефу» карточку депутату платятся хорошие деньги, причем в иностранной валюте. Хотя, до ввода полностью пропорциональной избирательной системы часто циркулировала информация о крупных суммах «вознаграждения» парламентариям за отдельные голосования, а позже — за фактический отход от позиции большинства своей фракции. В то же время, если бы определенные депутатские группы хотели всерьез бороться с голосованием чужими карточками, им можно было пойти путем отслеживания присутствия на пленарных заседаниях хотя бы представителей фракций оппонентов с подачей соответствующей официальной информации спикеру и в аппарат ВР. Однако для этого нужна высокая организованность, принципиальность и настойчивость. В нашем же парламенте выходит так: каждая группа думает, что подобные методы могут быть использованы против нее. Другой выход — вышеупомянутая модернизация системы «Рада». Пока же у нас процветает практика, когда незаконными методами принимают законы. Спикер их незаконно подписывает. Очевидно одно — на таких основах достойной и богатой страны не построишь.