Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Образование в Украине в контексте завоевательских планов нацистов

Вышла в печать книга о школьной политике в рейхскомиссариате «Украина» (1941—1944 гг.)
29 сентября, 2009 - 20:25

Идеология и политическая практика Третьего рейха, реально применявшиеся во время гитлеровской оккупации Украины, настоящие, а не декларированные цели, поставленные перед собой относительно будущего нашей земли правящими в Берлине кланами, — все это еще долго будет составлять интерес и для широкого круга читателей, и для историков-профессионалов. Ведь речь идет о проблемах, которые длительное время, на протяжении десятилетий были практически вне зоны внимания исследователей, хотя существенно повлияли на ход самой страшной войны в истории человечества. Особенно интересны в этой связи малоизученные аспекты школьной политики оккупационной власти (и шире — образовательной политики в целом) в рейхскомиссариате «Украина» и на других захваченных украинских землях.

Именно этому вопросу посвящена книга профессора Бланки Ержбаковой «Школьное дело и школьная политика в рейхскомиссариате «Украина», 1941—1944 в свете немецких документов», недавно выпущенная в переводе с немецкого издательством «Наукова Думка». Профессор Ержбакова — педагог, доктор философии, профессор педагогики и истории педагогики Украинского свободного университета в Мюнхене, по происхождению чешка, в 60-е годы ХХ века работала преподавателем-доцентом в педагогических гимназиях Чехословакии, была членом Чехословацкой академии наук; после 1968 года оказалась с мужем в эмиграции в Германии, где преподавала социальную педагогику, психологию, историю и философию в различных высших учебных заведениях земли Баден-Вюртемберг. С 1990 года Бланка Ержбакова — профессор Украинского свободного университета в Мюнхене. Пани Ержбакова опубликовала более 100 трудов (монографий, статей, рецензий) на педагогическую, историческую, религиозную тематику, исследует украинско-чешские отношения, вопросы украинской и чешской культуры, образования и школьного дела.

Труд профессора Ержбаковой состоит из пяти разделов («Немецкая политика относительно Востока и Украины» — первая и, возможно, наиболее интересная часть книги; «Меры руководства Германии относительно школьной политики в Украине»; «Школьное образование в областях, подчиненных военной администрации, и в рейхскомиссариате «Украина»; «Независимая политика Коха и его конфликт с рейхсминистерством по вопросам оккупированных восточных территорий»; «Немецкие планы восстановления школьного образования в условиях новой оккупации»). Объясняя замысел своей книги, Бланка Ержбакова пишет: «Я выбрала три года немецкой оккупации Украины для того, чтобы ближе рассмотреть специальную, в этом виде еще не разработанную проблематику, — школьное дело в рейхскомиссариате «Украина». Две области Украины — Галичину, а также Буковину, переданные Венгрии и Румынии, я оставила вне внимания, так как иначе книга была бы слишком велика по объему... Первоисточники, использованные для моей книги, прежде всего являются неопубликованными документами, происходящими из фондов федерального архива Кобленца и военного архива Фрайбурга. Имеющиеся в наличии документы дают информацию о структуре созданного министерства по вопросам Востока, рейхскомиссариата, генеральных и областных комиссаров, о политических целях Розенберга относительно формирования восточного пространства, а также формируют определенное представление о состоянии школьного образования в оккупированной Украине». Использованы автором (хотя и не столь масштабно) и материалы из фондов политического архива Министерства иностранных дел, Вашингтонского национального архива США и Института еврейских исследований в Нью-Йорке».

Как видим, база источников, использованных при создании труда, довольно солидна. К каким же выводам приходит профессор Ержбакова? Она пишет: «И Розенберг, и Гитлер отклоняли национальное самоопределение так же единодушно, как и политический пропагандистский поход против населения СССР. Отличие в их планах касалось не только контроля Востока, но и будущего политического строя этой территории. Гитлер видел в разных нациях Советского Союза более-менее одинаковые неполноценные элементы. По его мнению, создание администрации на национальной основе было способом смягчения немецкого контроля. Гитлер считал целесообразным содействовать новым национальным движениям на Востоке и разделять каждую национальную область на меньшие территории. Розенберг, наоборот, видел качественное отличие между нациями Востока. Он обвинял великороссов во всех грехах и на основании этой концепции разработал план поддержки не-россиян в противовес «россиянам». Взгляд Розенберга существенно отличался от позиции фюрера, и это было одним из наибольших разногласий в немецкой политике относительно Востока». Фанатичным, свирепым сторонником политики фюрера относительно оккупированной Украины был (и это обстоятельно показывает Б. Ержбакова) рейхскомиссар Украины с сентября 1941 г. по апрель 1944 г., гауляйтер Эрих Кох. Автор приводит такие его слова, сказанные в августе 1942 года в Ровном: «Нет никакой свободной Украины. Цель нашей работы — украинцы работают для Германии. Украина должна давать то, чего не хватает Германии. Эту задачу необходимо выполнять, невзирая на потери. Для позиции немцев в рейхскомиссариате определяющей может быть лишь такая точка зрения: мы имеем дело с народом, во всех отношениях неполноценным. Поэтому об отношениях с украинцами не может быть и речи».

Заслугой Бланки Ержбаковой является то, что она убедительно продемонстрировала в своем труде: именно такой истребительно-колонизаторский, оккупационный подход неуклонно воплощался нацистами и в школьном, образовательном деле. Кроме новой, малоизвестной информации о «технологии» этого дела в 1941—1944 гг., автор проводит мнение: «Немцы не планировали дать украинцам школьное образование высокого уровня. Они пытались при любых условиях и всеми средствами препятствовать формированию прослойки интеллигенции в обществе как «носителе нежелательных стремлений».

Книга немецко-чешской исследовательницы будет интересна не только историкам, культурологам, педагогам, но и всем, кого интересует история Украины эпохи немецкой оккупации — страшного периода в жизни нашего народа.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ