«Полет нормальный», убеждает украинская модная индустрия. Уверяя общественность в том, что отечественная мода медленно, но стабильно движется вперед и признавая нытье по поводу общемировых экономических трудностей привилегией безответственных политиков, оргкомитет Ukrainian Fashion Week объявляет о проведении очередной, 25-й Украинской недели моды. С 15 по 20 октября более 40 отечественных и иностранных дизайнеров представят в ее рамках свои коллекции сезона весна-лето 2010.
Пресс-релиз будущего модного события скорее похож на идейный манифест, призывающий общественность присоединиться к поддержке и пропаганде национальной моды, перейдя на позиции «фэшн-патриотизма».
«В сегодняшней экономической ситуации украинские дизайнеры нуждаются в нашей поддержке. Путь консолидации усилий для развития модного бизнеса уже избрали многие страны, для которых мода стала объектом внимания государственной экономики и объектом уважения сограждан», — сказано в сообщении для прессы.
— Нужны консолидированные усилия всех, кто причастен к украинской моде, чтобы поддержать ее, — считает несменная глава оргкомитета Ukrainian Fashion Week Ирина ДАНИЛЕВСКАЯ. — Например, как в Италии, где создан отдельный Фонд содействия консолидации легкой промышленности, в который, в том числе, вошли представители СМИ.
Впрочем, как объяснили организаторы, это обращение касается не только журналистов, но и всех украинцев, которые могут поддержать отечественных дизайнеров — прежде всего гривной. Ведь все больше модельеров сегодня создают так называемые вторые линии одежды, предназначенной для тиражирования. Ее стоимость значительно ниже, поэтому она доступна для широкого круга модников. Правда, шаг навстречу светлому будущему украинской моды должны сделать не только потребители, но и модные торговые марки, которые часто даже не представляют, для кого они создают свою одежду.
— Беда всех наших торговых марок — это отсутствие конечного потребителя. Тем временем успех всегда сопровождал тех, кто понимал, для кого он работает и что потребителю нужно, — утверждает Александр СОКОЛОВСКИЙ, соучредитель UFW.
Несмотря на это, по словам Ирины Данилевской, благодаря «тихому» труду украинских дизайнеров сегодня мы уже можем говорить об украинской модной индустрии как о свершившемся, пусть даже несовершенном, факте. Хоть работать за границей нашим модельерам и значительно проще, они все же остаются дома, где вынуждены «соревноваться» с импортерами при некорректных условиях конкуренции.
— Без лозунгов и забастовок они сформировали пусть не приоритетную, но все же отрасль экономики. А это, в первую очередь, рабочие места и одежда высокого качества, созданная руками наших соотечественников, — говорит глава оргкомитета UFW.
— Сейчас есть значительно больше поводов для оптимизма, чем мы думаем, — уверен Александр Соколовский. — Если еще год назад промышленность вообще чувствовала себя относительно нормально, тогда как легкая промышленность уверенно снижала показатели, то сейчас на фоне общего падения легкая промышленность получает новые возможности. Раньше для дизайнеров и некоторых торговых марок самой большой проблемой были торговые площади — их нехватка и немотивированно высокая цена. Теперь хорошие площади освобождаются, а цена их аренды снижается. Если обратиться к статистике, то, сравнивая период за июнь-июль 2008 и 2009 годов, рост легкой промышленности составил 14,5%, тогда как рост промышленности вообще — 3%. Но самый главный показатель, свидетельствующий о том, насколько серьезно выросли возможности украинской легкой промышленности, — это импорт. С 2008 года он снизился на 40%.
В то время как импорт в Украину иностранного продукта уменьшает обороты, наши дизайнеры продолжают свою экспансию на мировые модные площадки. Организаторы Украинской недели моды напомнили, в частности, о проекте Ukrainian Fashion Games (в рамках которого украинские дизайнеры представили фрагменты своих круизных коллекций в Греции) и второе подряд участие наших в Международной выставке Pret-a-Porter Paris в столице Франции. Радует также сотрудничество украинских модельеров со всемирно известными брендами. Так, Лилия Пустовит запустила новую линию аксессуаров Poustovit made with Crystallized — Swarovski Elements, а Ольга Громова (бренд Gromova design) подписала эксклюзивный трехлетний контракт с одним из авторитетных шоу-румов США Nexus, представляющим известные бренды Америки, Италии и Японии, — для продвижения одежды в США, Канаде и Латинской Америке.
Что касается географии 25-й Недели моды, то в этом году, кроме Украины, она охватит еще пять стран: Грузию (которую представит уже традиционный для нашего подиума Автандил Цквитинидзе), Германию (бренд Annette Gortz, который уже на протяжении нескольких сезонов представляет свои коллекции в рамках Украинской недели моды, в этом году празднует свое 25-летие), Великобританию (Anna Unger примет участие в дефиле молодых дизайнеров, уже достигших определенного успеха в модном бизнесе — Fresh Fashion), Польшу и Россию (представительницы этих стран — Alicja Czarniecka и Galina Beloshitskaya соответственно, будут представлены на показе «Новые имена», демонстрирующем творчество начинающих дизайнеров).
Кроме традиционных модных дефиле, Украинская неделя моды готовит ряд проектов, подробности которых организаторы пока не разглашают. Известно только, что в рамках Недели моды оргкомитет UFW совместно с Общественной организацией Ukrainian Fashion Council (объединяющей украинских дизайнеров) представит Первую украинскую фэшн-премию, концепция которой рождалась и выверялась в течение пяти лет.
А откроет 25-ю Украинскую неделю моды, как и полагается, Лилия Пустовит.
Вместе с украинскими модниками «День» с интересом ждет этого события.