Одним из крупнейших предприятий Украины по добыче железной руды подземным способом заслуженно считается ОАО «Криворожский железорудный комбинат (КЖРК)», правопреемник, в недавнем прошлом, «Кривбассруды». В структуру комбината входят четыре шахты: «Родина», «Гвардейская», «Октябрьская» и им. Ленина. До последнего времени более шести миллионов тонн железорудного сырья (ЖРС) добывали криворожские шахтеры. Общая численность работников КЖРК составляет более десяти тысяч человек. Но с момента начала кризиса уровень добычи руды на предприятии упал почти на 70%.
Впрочем, речь пойдет не о собственно предприятии, а о том, каким образом трудовому коллективу железорудного комбината удалось выжить в период острого экономического кризиса, сохранить основной рабочий костяк предприятия, не развалить производство. И теперь, в момент относительного экономического подъема, начать не с нуля и не с «завала».
Ответить на эти вопросы может лишь человек, который ближе всех воспринимал проблемы и чаяния работников КЖРК — это председатель профсоюзного комитета комбината Юрий ДЕРКАЧ.
— Юрий Леонтьевич, что же было сделано профкомом КЖРК, чтобы не потерять рабочих и не «положить» комбинат?
— Начну, пожалуй, с выражения благодарности всему рабочему коллективу ОАО КЖРК за понимание той ситуации, в которой оказалось наше предприятие за месяцы кризиса.
Сейчас можно сказать, что острый момент для нас миновал, пошла работа, стали поступать заказы, кадровому отделу дано разрешение на подбор рабочих по основным специальностям. Но это как бы конечный результат. За плечами восемь месяцев очень тяжелого для нас времени. В этом период мы вынужденно пошли на непопулярные меры, такие как, к примеру, сокращение рабочей недели. Естественно, предварительно шло обсуждение, что предпринять, чтобы комбинат смог выжить, ведь у нас буквально настал полный застой. Вся добываемая руда не продавалась, только складировалась. Прибыли, как вы понимаете, не было никакой. Естественно, вопрос, как быть, встал ребром. Ведь для нас главным было сохранить рабочий потенциал, не остановить производство! И мы пошли в рабочие коллективы. Стали вести необходимую разъяснительную работу. Хочу отметить, и, наверное, это будет звучать еще неоднократно, люди отнеслись с пониманием!
Конечно, некоторые могут сказать: а чего ж вы не пошли на законные меры, то есть оформлять простои и пр. и пр.? Законный вопрос. Сразу скажу, этот путь хорош на короткий период, а мы предвидели, что экономический кризис может затянуться не на один день. Но даже, если бы кризисная ситуация продлилась недолго, допустим такой момент, нам бы все равно пришлось приостанавливать производство. А выход на рабочий режим — это сложный процесс, и занимает он не день-два... В общем, рабочие с нашими предложениями согласились, хотя убедить их было не просто, ведь для каждого главное — хлеб насущный, а это, естественно, зарплата. Понятно, что при неполной рабочей неделе люди сильно в деньгах теряли. Однако понимали, что иного выхода у нас нет. Да и не принуждали мы никого, все делалось добровольно, ведь иначе и нельзя.
— А как же коллективный договор и, особенно, социальные вопросы?
— К нашей чести хочу сказать, что на этот период ни один пункт коллективного договора приостановлен не был. Даже в самые тяжелые месяцы, а это май-июнь этого года, мы сохранили и выплату оздоровительных, и санаторно-курортное обеспечение работников комбината, осталась даже бесплатная перевозка. К слову, проводились и все спортивно-массовые мероприятия. Везде наши трудящиеся принимали участие, во всех запланированных культурных программах. Конечно, суммы, выделяемые на эти действа, были намного меньше, но главное ведь не в деньгах, а в участии. (Улыбается.) К слову, в это время акционерами ОАО КЖРК был создан стабилизационный фонд, за счет которого выплачивалась не только зарплата, но, к примеру, и обеспечивался полноценный отдых трудящихся. Так, за летний период в наших курортных зонах отдохнули более 1200 человек. Кстати, стоимость путевок не «кусалась», люди платили от 10% до 30%, в зависимости от периода отдыха. Помимо этого, задолго до начала кризиса нами была произведена реконструкция оздоровительного комплекса семейного типа, где был сделан евроремонт. Также работал городской профилакторий. Да и наша гордость — оздоровительный комплекс «Дзержинец» доставил детям горняков немало радости. За четыре года нами была произведена полная реконструкция этого центра отдыха. И теперь, без ложной скромности скажу, эта здравница признана одной из лучших в Приазовье. На текущий период там поправили свое здоровье более девятисот деток! Помимо всего, мы сугубо нашими силами, без дополнительных финансовых дотаций, подготовили и открыли все принадлежащие нам турбазы, находящиеся в рекреационных зонах Кривого Рога.
Конечно, без взаимодействия всех структур комбината нам бы все это не удалось. Хочется сказать, у нас в управлении сложилась отличная команда. Я на комбинате более десяти лет, из них шесть — плечом к плечу с председателем правления Федором Ивановичем Караманцем. Сам в прошлом рядовой горняк, он всегда с пониманием относится к вопросам профсоюза, и всегда идет нам навстречу. У нас выстроилась своя схема работы. Так, со всеми насущными проблемами я иду к нему, а уже Федор Иванович выходит с нашими предложениями на акционеров. И надо сказать, что он умеет договариваться, впрочем, как и мы. Ведь для нашего профсоюза главное — не выйти на улицу горлопанить, а найти решение проблемы путем переговоров, что, с нашей точки зрения, более эффективно.
— Но все же, наверное, на КЖРК есть и насущные проблемы сегодняшнего дня?
— Конечно есть, и не одна, и затрагивают они не только день сегодняшний, но и ближайшее будущее комбината. Касаются они такого момента: мы уходим все глубже, сейчас шахтеры достигли глубин от 1200 до 1400 метров. Некоторые стволы шахт достигают и полуторакилометровой глубины! Соответственно возрастает себестоимость добываемой руды, а вот способы добычи как были на уровне 50-х годов, так и остаются по сей день. При этом мы опираемся на исследования институтов еще советских времен. Такая ситуация недопустима!
— Почему?
— Скажу коротко: требуется модернизация шахт и новое изучения недр. К слову, мы понимаем, что модернизация — это колоссальные финансовые инвестиции, но с учетом будущего они того стоят. Сейчас мы не заботимся о том, что останется нашим внукам и правнукам, а ведь это время не за горами! Увы, в большинстве случаев многие собственники нацелены на сиюминутный финансовый результат.
Следующая проблема, которая стоит достаточно остро перед нами, это вопрос кадров. Дело в том, и это не секрет, что квалифицированных шахтеров становится все меньше. Да и не станешь хорошим горняком, даже имея диплом вуза. Тут надо, как говорится, иметь чутье к недрам, к земле, при этом быть очень осторожным, в хорошем смысле этого слова, потому что ты один на один со скалой. Недаром у нас желают крепкой породы над головой — есть такая присказка у горняков, когда они опускаются в забой. В контексте этого невольно вспоминаются былые времена, когда престиж нашей работы был на высоте. Чем это достигалось? Во-первых, высокие зарплаты и социальные гарантии для шахтеров, во-вторых, горняки были обеспечены жильем, что, согласитесь, для молодого человека, пришедшего на шахту, очень важно. И последнее: шахтер, ушедший на пенсию, мог на нее безбедно жить, то есть любой знал, что старость ему обеспечена. А теперь всего этого нет. Наверное, государству стоило бы принять работоспособную программу действий, как в системе образования, так и в системе пропаганды рабочих профессий. Конечно, профсоюз пытается что-то делать своими силами, но этого мало. Вот тут и нужна государственная поддержка, тем более, что профессионалы, а это касается не только горняков, будут всегда востребованы и всегда в чести.
Заканчивая наш разговор, хотелось бы поздравить всех шахтеров с прошедшим профессиональным праздником! Пожелать экономической стабильности и просто человеческой удачи, а также, чтобы количество наших спусков равнялось количеству наших подъемов!