14 июля на электронные адреса большинства украинских СМИ из офиса кинопрокатной компании «Синергия» пришло письмо следующего содержания:
«Уважаемые коллеги!
Сообщаем, что фильм «Бруно», старт которого в кинотеатрах Украины был запланирован на 23 июля, в украинский прокат не выйдет.
Министерством культуры и туризма Украины принято решение о запрете распространения и демонстрации фильма на территории Украины».
Псевдодокументальная комедия «Бруно» является уже вторым фильмом, главную роль в котором исполнил британский комик Саша Барон Коэн. В 2006 году комедия «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан» живописала похождения другого персонажа Коэна — неотесанного казахского журналиста Бората Сагдиева, не вписывавшегося в какие бы то ни было рамки приличия, принятые в Новом Свете. Выход обоих фильмов сопровождался скандалами. Первый фильм также был запрещен к показу в Казахстане, России, и, как следствие, в Украине — из-за позиции российского прокатчика, которому принадлежали права на показ «Бората» на территории СНГ; среди всего прочего, этот случай поднял неприятные вопросы о самостоятельности наших, украинских, прокатчиков. В ходе съемок новой картины Барон в образе Бруно попытался взять интервью у Арнольда Шварценеггера, разыграл Бена Аффлека, танцевал в шортах в одном из канзасских аэропортов, принял участие в митинге противников однополых браков и чуть не сорвал показ дизайнерской коллекции в Милане. Кроме того, актера чуть не застрелили американские охотники из глубинки, шокированные его танцами у костра в обнаженном виде. А на недавней церемонии вручения наград MTV полуобнаженный актер в костюме ангела спустился на тросе с потолка прямо на сидящего в зале рэпера Эминема; тот, полный возмущения, покинул концерт.
Комедии с участием Коэна (их режиссером неизменно выступает Ларри Чарльз) всегда строятся по одной схеме. Коэн запускает в Америку эдакого простака-провокатора, который искренне пытается понять общепринятые правила поведения и соблюдать их, не отказываясь, однако, от своей индивидуальности — и потому попадает в максимально нелепые ситуации. Шутки здесь самого низкого пошиба, режиссура прямолинейная, на уровне скабрезного телешоу, однако своих целей английский комик добивается неизменно — через череду раздраженных реакций и вульгарных сцен представить портрет современного американского общества со всеми его комплексами, фобиями и отклонениями. Так что обвинения в оскорблении чьих бы то ни было национальных чувств выглядят по меньшей мере надуманными. По сути, Коэн выступает как очень грубый, сальный, но отнюдь не глупый сатирик; важно подчеркнуть, что он не только играет главные роли, но и пишет сценарии к своим шоу. В 2006 году его усилия были отмечены на самом высоком уровне: соответственно «Золотым глобусом» за лучшую роль в мюзикле или комедии и номинацией на «Оскар» в категории «лучший адаптированный сценарий». Публика также неизменно благосклонна: «Борат» собрал в бушевской Америке $26,5 млн., однако и в новые времена хлесткая самокритика востребована: кассовые сборы «Бруно» уже в первые прокатные выходные — $30,4 млн.
Теперь в рекламную кампанию новой картины включилось и наше Министерство культуры и туризма. В своем распоряжении (в целом это крайне любопытный документ, самую замечательную цитату из него прибережем напоследок) чиновники ссылаются на Положение о государственном удостоверении на право распространения и демонстрирования фильмов, дающее им полномочия на запрет любой киноленты. Сам запрет обоснован некой «экспертной комиссией по вопросам распространения и демонстрирования фильмов при Министерстве культуры и туризма». Перечислив многочисленные грехи «Бруно», «эксперты» делают вывод, что фильм может «принести вред моральному воспитанию граждан». Формулировка не выдерживает никакой критики: ведь прокатный рейтинг «Бруно» — R (дети до 17 лет в сопровождении родителей) — и это в Америке, где за такими вещами следят намного внимательнее и строже, нежели у нас. Интересно было бы, конечно, посмотреть на тех министерских моральных авторитетов, которые, очевидно, имея дипломы по специальности «моральное воспитание», собрались учить соотечественников нравственности. Но причина, скорее всего, намного прозаичнее: деньги. Ведь благодаря запрету «Бруно» уже несколько дней является одной из главных тем в новостях российских и украинских СМИ, оттеснив на второй план даже нового «Гарри Поттера». С большой долей вероятности можно допустить, что кто-то в министерстве был финансово простимулирован пиар-командой Коэна или же кинопиратами, чьи сайты теперь просто взорвутся от количества желающих скачать фильм на свои компьютеры.
Однако здесь есть и еще один момент. Полное название картины — «Бруно: восхитительные путешествия по Америке с целью заставить мужчин-гетеросексуалов почувствовать себя явно неловко в присутствии иностранца-гея в футболке-сеточке». А среди прочих обвинений «эксперты» предъявляют также «показ... гомосексуальных извращений» — и это в ХХI веке, когда однополая ориентация давно признана такой же нормой, как и гетеросексуальные отношения! Неизвестно, кого из мужчин в Минкультуры так смутили путешествия иностранца-гея. Впрочем, специалистами в соответствующих областях психо- и сексологии давно доказано, что наиболее лютыми гомофобами являются скрытые гомосексуалисты, которые не могут сознаться в своих пристрастиях в силу разного рода извращенных комплексов, семейного или социального статуса и т.п. Выступая против тех или иных проявлений гомосексуализма (в том числе и в искусстве), они пытаются, с одной стороны, отвести подозрения от себя, а с другой — бессознательно привлечь внимание к своей проблеме. А в нашем случае, как мы видим, добавляются еще и соображения экономического характера.
Таким образом, запрет «Бруно» является корыстным сговором латентных геев, прочно окопавшихся на высших уровнях руководства Министерства культуры.