«День» (№ 82, 88) уже сообщал о том, что 9 июня в Лондоне в Аукционном доме Sotheby’s будут происходить торги, на которых рядом с русским искусством впервые будет представлено 13 украинских современных художников.
В результате аукциона, который состоялся в запланированный день, из 18 живописных работ украинцев была продана половина, то есть 9. Интересно сравнить предыдущие цены на картины, отображенные в так называемых эстимейтах, с теми суммами, которые удалось получить в результате торгов. Информацию относительно результатов аукционной продажи 9 июня можно найти на официальном сайте Sotheby’s. Некоторые из работ продались в определенных экспертами Sotheby’s границах, а некоторые — значительно «перепрыгнули» заявленную организаторами первоначальную стоимость. Собственно, среди последних только одна работа — «Диалог» Оксаны Мась. За картину одесской художницы, предварительно оцененную в 10—15 тысяч фунтов стерлингов, в конце концов, выложили 33 560. Остальные работы вложились в рамки эстимейтов. Картина «Зайчик» Василия Цаголова продана за 25 тысяч фунтов стерлингов, «Караимское кладбище» Арсения Савадова — 10 тысяч, проект «Нацпром» Олега Тистола и Николая Маценко — 5 тысяч, «Морской пейзаж с парашютом» Максима Мамсикова — 10 тысяч, «Гейши» Александра Ройбурда — 12 500, «Чарли» Ильи Чичкана — 12 500, «Государственный обрус» Павла Макова — 10 тысяч, «Обновление» Игоря Гусева — 6 250.
Из обзора результатов торгов возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, почему именно этим авторам удалось сдать первый украинский экзамен на Sotheby’s, и почему этот экзамен «провалили» Влада Ралко, Марина Скугарева и Александр Гнилицкий. Тем более что работе «Дождь» известного в Германии Александра Гнилицкого Джо Викери (глава отдела русского искусства в Лондоне) пророчила успех. Во-вторых, почему именно работа Оксаны Мась оказалась наиболее коммерчески успешной с таким отрывом от своих коллег? И, наконец, кто же стал покупателем работ украинцев — национальная диаспора, европейцы, русские?
С этими вопросами мы обратились к директору Украинского дома Наталии ЗАБОЛОТНОЙ, которая присутствовала на торгах в Лондоне непосредственно:
— Сам факт, что наши художники попали на этот аукцион, уже является большим достижением, и в чем-то это — аванс... Своих художников мы знаем, но их до сих пор почти не знает мир, они фактически живут за «железным занавесом» нашего законодательства, которое облагает налогами ввоз и вывоз предметов искусства. Поэтому наши арт-ярмарки не могут быть полноценно международными. Эта же ситуация не содействует и тому, чтобы на аукционах покупали украинские коллекционеры и пополняли национальное достояние страны. Украинский дом, со своей стороны, сделал все возможное, чтобы доказать, насколько важно показывать, продавать украинское искусство. Оно должно попадать в иностранные коллекции, это повысит имидж не только художников, а и имидж нашей державы. Конечно, мы надеялись, что будет продано 60—70% картин. Но руководство Sotheby’s удовлетворено цифрой 50% — для первого раза (еще и не совсем удачного с экономической точки зрения) это хороший результат. Могу отметить, что работы русских покупали в основном русские, как раз сейчас в России активно покупается, завозится и антиквариат, и современное искусство. Насколько мне известно, работа Оксаны Мась была куплена украинским коллекционером. Почему она оказалась наиболее дорогой, объяснить сложно. Оксана Мась — активная художница, она посещает множество выставок, форумов искусств, много общается с коллекционерами, к тому же ее представляет известная московская галерея «Айдан», и отношение к ней соответственно уважительное. Работа Арсения Савадова попала к крупному американскому коллекционеру, работу Василия Цаголова купил коллекционер из Германии, работу Ильи Чичкана купил русский коллекционер. В общем, это хороший старт. Это серьезная заявка. Тем более что организаторы заявили, что заработанная сумма в 250 тысяч была запланированной. Но это совсем не значит, что нам можно расслабиться и почивать на лаврах, наоборот — нам есть над чем работать и в чем развиваться.