27 мая в Днепропетровске прошел митинг протеста против незаконного строительства автозаправочных станций. Тревога его участников подогревалась тем, что недавно в городе случилась трагедия, унесшая жизни десяти человек и взволновавшая всю страну — пожар в зале игровых автоматов. Позже выяснилось, что зал работал с многочисленными нарушениями и без необходимых разрешений. Горожане требовали не допустить новой катастрофы, связанной с попытками незаконного строительства такого же пожароопасного объекта, как АЗС.
В Днепропетровске пять мостов через Днепр. Автомобильный мост, который горожане называют Центральным, имеет наибольшую пропускную способность, он самый длинный в Украине и переходит в проспект им. Газеты «Правда», а тот — в магистраль общегосударственного значения, ведущую в Харьков и Донецк. Естественно, значение этого моста для экономики и жизнедеятельности города и области переоценить очень трудно. А потому к нему особое внимание, которое, к сожалению, не всегда на пользу.
Недавно горожане узнали, что в конце левобережной части моста, на стыке с упомянутым проспектом, началось строительство двух автозаправочных станций. Автомобильное движение здесь очень большое, а место для АЗС, конечно же, очень выгодное, хотя и небезопасное. В отличие от отцов города, это сильно обеспокоило жителей расположенных рядом жилых домов.
Строительство подобных потенциально опасных объектов очень жестко регламентируется. Жесткие требования предъявляет к ним свод Государственных строительных норм (ГСН) Украины. Он определяет (разделы 8 ГСН В.2.3-4-2000 и 7 ГСН 360-92**) безопасные расстояния от АЗС до мостов, путепроводов (рядом находится еще и виадук с трамвайными путями) и других объектов городской инфраструктуры. Кроме того, эти градостроительные нормы запрещают строить заправки в непосредственной близости от кварталов жилой застройки, в пределах так называемой «красной линии» улицы. Все эти запреты хозяева строящихся АЗС проигнорировали, как и то, что поблизости расположен еще и городской сквер, а также ряд торговых точек.
На защиту людей встала общественная организация «Ассоциация зеленых Украины». Как сообщил журналистам заместитель ее руководителя Александр Щербань, вместе с местными жителями «зеленые» обратилась по этому вопросу в районную прокуратуру. Расследование установило ошеломляющий факт: дело тут не только в нарушениях градостроительных требований. Оказалось, что ни одного разрешения на указанное строительство государственные органы не выдавали, да и не могли выдать, поскольку размещение АЗС непосредственно у моста создает угрозу как для самого сооружения, так и для людей, им пользующихся. Больше того, земельные участки, на которых развернулась стройка, попросту самовольно захвачены!
Следователь районной прокуратуры возбудил уголовное дело по статье «Самовольное строительство зданий или сооружений на самовольно занятом земельном участке, причинившее значительный ущерб его законному владельцу или собственнику». При этом он признал возводимые объекты вещественными доказательствами и поручил их охрану спецподразделению МВД «Беркут». Вот выдержка из рапорта прокурора области Михаила Косюты: «В районе проспекта им. Газеты «Правда»» г. Днепропетровска в нарушение действующих земельного и мостостроительного законодательств неустановленными лицами, без наличия правоустанавливающих документов на земельные участки и разрешительной документации на начало строительных работ проводятся строительные работы по возведению капитальных сооружений. Согласно расчету, выполненному специалистами Днепропетровского межгородского отдела Управления по контролю за использованием и охраной земель Днепропетровской области, размер ущерба в результате самовольного захвата вышеуказанных земельных участков составляет 109 467,28 грн.».
Казалось бы, все ясно. Но не прошло и месяца, как строительство АЗС возобновилось и пошло ускоренными темпами. А вот бойцы «Беркута» остались,.. чтобы охранять незаконное строительство. По словам Щербаня, представители Ассоциации и жители провели свое расследование и выявили несколько весьма любопытных фактов, о которых затем рассказали в своем обращении к народному депутату Украины, члену комитета по ТЭК Игорю Палице. Как оказалось, организатором незаконного строительства АЗС является местный житель — некто Гудрат Гаджиев (недавно он подобным же образом, без всяких землеотводных и разрешительных документов, умудрился построить прямо под тем же Центральным мостом ресторан с залом игровых автоматов, а также торговый центр недалеко от моста).
В ходе расследования также выяснилось, что «подвиги» Гаджиева на строительном поприще стали возможны благодаря поддержке народного депутата Украины Александра Бобылева, который ранее был начальником Управления МВД в Днепропетровской области. Этот факт помог уяснить, почему в короткое время так сильно изменилось отношение к незаконному строительству со стороны правоохранительных органов — от областной прокуратуры до «Беркута». Теперь расследование уголовного дела, возбужденного по факту самовольного захвата городских земель и незаконного строительства на них АЗС, контролирует лично заместитель прокурора области Сергей Борисов (говорят, он является близким другом Гаджиева).
В обращении к народному депутату (его текст имеется в редакции) «зеленые» просят принять меры по прекращению незаконного строительства АЗС, пресечения явно коррупционных действий местных властей и стражей порядка. Ассоциация также возлагает надежды на создание в Верховной Раде по инициативе Палицы соответствующей следственной комиссии.