— «Очевидец» — проект о моем дедушке Степане Репине, который прошел Вторую мировую войну, будучи в разведке и изготавливая карты. На основе его воспоминаний я написала свои «Батальные картины войны», центральной фигурой которых является мой дед, — рассказала Леся Хоменко. — Выбирая из мемуаров дедушки те ключевые фрагменты его жизни, где он был очень близок к смерти, я создала свои монументальные полотна. Они для меня имеют героическое содержание, но в то же время раскрывают неоднозначность изображенного. Я показываю другой тип героя. Использую элементы языка соцреализма, чтобы показать свое отношение к истории. Человеческая память со временем оставляет на поверхности только основное, стирая подробности. История часто применяет манипулятивные механизмы, опираясь на колоритные детали. Убирая из кадра все лишнее, я делаю свои инструменты манипулирования «прозрачными». На моих картинах присутствует опасность, но не сформированный образ «врага». «Манипулируя», я опираюсь на реальные факты. На свидетельства очевидца. Для меня этот проект — возможность продолжения и переосмысления прошлого. Эти работы — очень личный, субъективный взгляд на историю. Я хочу заострить внимание на вопросе: имеет ли мое поколение право на историю, к которой оно не причастно напрямую? Не подлежат ли переосмыслению стереотипные представления, усложняющие интеграцию в международный контекст, поиск новой идентичности?
Напомним, Леся Хоменко заявила о себе как самостоятельный художник в 2004 г. и как ведущая участница группы «Р.Е.П.». Один из ее лейтмотивов — это монументальность относительно человека, другой — работы с интерактивными медиа, что с успехом было продемонстрировано на выставках «Р.Е.П» в ЦСИ, в то время как ее персональные выставки прошли в центре «Мистецький Арсенал» («Моржи», 2007), московской «Риджине» (2006) и т.д. Ее проекты вместе с группой «Р.Е.П.» с успехом демонстрировались в Европе. Среди них: No More Reality СROWD AND PERFORMANCE в галерее DEPO в Стамбуле, Alphabetical Order, INDEX, Стокгольм, The Art World в галерее Feinkost в Берлине (Германия), The Letter в рамках биеннале «Арт-Нович» в Англии и другие.