Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Львовский «иконостас»

20 мая, 2009 - 20:42

В Национальном музее им. Андрея Шептицкого открылась обновленная экспозиция «Древнеукраинское искусство XVI—XVIII веков».

Его цель — полнее представить наше национальное наследие сакральной живописи, бесценной коллекцией которого владеет музей. В обновленной экспозиции показан ряд малоизвестных памятников, являющихся показательными для того или иного периода истории украинской иконы. Некоторые из них известны в литературе, однако до сих пор не экспонировались. Таким, в частности, является фрагмент иконостасного комплекса второй половины XVI в. из церкви Собора Пресвятой Богородицы в с. Либохоре, уникальный праздничный ряд середины XVI в. из церкви Св. Параскевы в Далеве, в котором все сюжеты размещены на одной доске, «Страшный суд» конца XVI в. из церкви Рождества Христова в Трушевичах. Последняя икона заслуживает особого внимания, поскольку недавно завершенный комплекс реставрационных мероприятий позволяет увидеть ее в мельчайших подробностях, воспроизводящих социально-бытовые особенности и морально-этические нормы своего времени. Открыто богатство ее аутентичного пластично-художественного языка, прежде всего — колорита, моделирования форм, декоративных элементов и тому подобное. Без преувеличения, «Страшный суд» из с. Трушевичи является одним из шедевров украинского сакрального искусства и отныне достойно дополнит экспозицию Музея им. Андрея Шептицкого.

Несколько произведений дополняют прежние сведения о львовской школе живописи XVII ст.: «Тайная вечеря» из Ситихова, «Введение в храм Девы Марии» из Черемоши; о живописи представителей известного центра искусства в г. Судовая Вишня — так называемых вишенских мастеров: «Илья на колеснице», «Положение во гроб».

Существенным дополнением экспозиции является отдел икон Йова Кондзелевича — одного из наиболее выдающихся представителей западноукраинского барокко. Также впервые после реставрации экспонируется фрагмент знаменитого Богородчанского иконостаса церкви Воздвижения Честного Креста из монастыря Скит Манявский.

Широко представлена и живопись народных мастеров XVII—XVIII вв., в частности, живописцев из Рыботичей. Их творчество презентуют четыре хоругви, среди которых иконографией и своими размерами выделяется хоругвь с образом Богородицы Матери Милосердия.

Особое внимание посетителей музея привлекает еще одна выставка, на которой представлены уникальные иконы конца XIV века, в частности, «Христос Пантократор» из церкви Успения Богородицы в с. Вовчье (пригород Пшемышля). Икона принадлежит к памятникам украинского искусства, давно была описана в литературе и неоднократно в ней упоминалась, однако, несмотря на свою знаковость, все же осталась без надлежащего внимания.

Евгений КРАВС, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ